ЗАГЛАВНАЯ \ ИСТОРИЯ \ Антонов В.В. Левицкий А. Г. ИСТОРИЯ ДЗЮДО - стр. 5

                                                                                                                                                              1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7

Поначалу никто не видел и не понимал разницы между джиу-джитсу и дзюдо. Не вдаваясь в сущность идей, выдвигаемых Кано Дзигоро, старые мастера считали его заумным выскочкой, кичившимся своей образованностью и пытающимся внести западные чуждые порядки в национальные традиции древнего боевого искусства.

Иероглифы ДзюдоСтремительный взлет дзюдо - новой системы воспитания, созданной Кано, был нелегким, несмотря на то, что для всеобщего, а главное, официального признания "дерзкого новичка" в семье боевых искусств понадобилось пять лет. Если вспомнить, что, до открытия Кодокана, его основатель занимался джиу-джитсу столько же, то результат этот просто не вероятен. Эти годы были затрачены не только на систематизацию техники, поиск наиболее рациональных способов выполнения приемов, отработку методики тренировок, которая и сегодня используется японскими тренерами. Главные усилия были направлены на борьбу со старыми традиционными школами, которые естественно, не торопились уступать завоеванных позиций.

В то время в Японии существовало огромное количество школ джиу-дитсу, носивших яркие, цветистые, либо напротив, устрашающие названия. Методы преподавания и особенности используемой техники борьбы были разнообразны и противоречивы. Все это приводило к обострению отношений между наставниками школ. Как следствие, в эту борьбу за место под солнцем, за признание в обществе, наконец, за клиента - потенциального ученика, были вовлечены и учащиеся школ. В ход шли любые средства, что естественно для борьбы за рынок в нарождающемся капиталистическом обществе. Не была исключением и Япония, расставшаяся со своим феодальным прошлым.

Особенно неблаговидно проявил себя при этом Тоцука Хикоскэ, возглавлявший уже упоминавшуюся школу Рёи синто-рю - "истинное искусство борьбы, внушенное доброй волей" Не отставали и другие, стремясь дискредитировать конкурентов. В адрес Кано Дзигоро раздавались публичные обвинения в схоластике и резонерстве. В печати появились оскорбительные статьи. Его называли "книжным червем, отбивающим хлеб у истинных мастеров воинских искусств".

Доктор Кано же был движим благородной идеей. Появившаяся много столетий назад система рукопашного боя, изобилующая множеством опасных для жизни приемов и ударной техникой, направленной на поражение уязвимых мест человеческого тела, в мирное время не могла быть использована в качестве средства физического и духовного воспитания молодежи. Великий реформатор задался целью создать новую, отвечающую духу времени перемен систему единоборства, способствующую не только физическому, но нравственному развитию человека.

Упрощенное понимание реформаторских идей Кано Дзигоро сводится к следующему: считается, что дзюдо является неким усеченным вариантом джиу-джитсу. Отбросив все травмоопасные приемы, исключив ударную технику, профессор получил, то, чем могут заниматься молодые люди, люди среднего возраста и старше, женщины и дети. Это - то, что касается технической стороны единоборства, его внешних проявлений. Кстати, постоянным консультантом доктора Кано в вопросах медицины был преподававший в Токио известный немецкий врач Эрвин Бальтц. Помощь этого человека в создании национального японского вида борьбы заключался в оценке степени опасности ряда приемов джиу-джитсу для здоровья занимающихся. Таким образом, у истоков дзюдо находился и принимал активное участие также европеец.

Будучи человеком широких взглядов, доктор Кано постоянно общался с передовыми людьми своего времени, пользуясь любой возможностью досконально изучить наследство школ хранивших секреты боевого искусства, настойчиво разыскивал и скупал старинные рукописи.

Комплекс приемов дзюдо, разработанный Кано Дзигоро был окончательно сформирован в 1887 году и оставался неизменным в течении десятилетий. Но этот комплекс - лишь один из разделов той системы, работа над которой продолжалась ещё 35 лет. Главной отличительной чертой детища Доктора Кано явилась теория дзюдо, охватывающая круг морально-этических проблем в области боевых искусств. Доктор Кано первым из мастеров недавнего прошлого применил по отношению к боевому искусству понятие "до", что означает не только "Путь", как обычно трактуется, но и как "кардинальный принцип". До того боевые искусства определялись в основном понятием "дзюцу" (джитсу), то есть как "метод", "мастерство". Различие в подходах при этом затрагивает конечную цель, которую преследуют адепты того или иного направления. В последнем случае, на первый план выступает чисто прикладное значение изучаемой системы, ее техническая сторона. Это вполне оправдано, поскольку боевые искусства и возникли вследствие стремления человека выжить в условиях постоянной опасности, изначально исходящей со стороны диких животных и от враждебных племен, в родовых и клановых распрях, многочисленных войнах. Это обстоятельство накладывало чисто утилитарный отпечаток на системы обучения и тренировки. Мастерство требовалось для обеспечения собственной безопасности при встрече с врагом. Когда же речь заходит о постижении "Пути", то акценты смещаются в область внутреннего совершенствования. Все направленно на достижение этического идеала посредством этого специфического вида человеческой деятельности.

Наступил 1886 год. Именно тогда власти пришли к выводу о необходимости упорядочить ситуацию и определить приоритетные направления в дальнейшем развитии джиу-джитсу. Количество школ и предлагаемых ими методов преподавания и практикуемой техники начало превышать разумные пределы. Было принято решение провести встречу между школами, претендующими на лидерство. Цель была конкретна: выбрать одну наиболее эффективную систему и на ее основе далее осуществлять преподавание в учебных заведениях. По указанию начальника Управления императорской полиции по 15 мастеров с каждой стороны провели командные состязания. Итог матча расставил точки над "и". В тринадцати встречах ученики Кано Дзигоро одержали победу, две схватки закончились вничью.

Современное ДЗЮДОТут надо заметить, что не обошлось без тактической хитрости со стороны доктора Кано. Зная, что соперники лучше владеют техникой борьбы лежа, он настоял на проведении соревнований по правилам, ограничивающим применение таких приемов. Предпочтение было отдано борьбе в стойке, где ученики Кодокана были явно сильнее. Позже, этот несомненно сыгравший положительную роль в исторической судьбе дзюдо шаг возымел и негативные последствия. Недостаточное внимание, уделявшееся борьбе лежа, сказалось уже в первых встречах с советскими борцами, представителями отечественной школы самбо, где прекрасно разработана техника удержаний и болевых приемов. Но недаром японцы являются нацией, великолепно перенимающей опыт других стран и народов, каждый раз привнося нечто новое, имеющее специфическую национальную окраску. Процесс этот никак не назовешь слепым копированием. Не было сделано исключения и тогда - сегодня уже нет и следа былого отставания в этом разделе техники.

Итогом проведения матча явилось признание практической ценности дзюдо, которое начали культивировать в армии и полиции, а несколькими годами позже включили в программу средних и высших учебных заведений.

следующая страница следующая страница