ЗАГЛАВНАЯ \ ИСТОРИЯ \ Антонов В.В. Левицкий А. Г. ИСТОРИЯ ДЗЮДО - стр. 4

                                                                                                                                                              1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7

3. КОДОКАН ДЗЮДО

Дата открытия Кодокана10 отождествляется с днем рождения дзюдо - самобытной системы воспитания японской молодежи, созданной Кано Дзигоро на базе древнего джиу-джитсу. Систему физического и нравственного совершенствования, выполняющей не только прикладную функцию, но и образовательную и, что намного важнее, воспитательную.

Додзё11 примыкал к главному залу храма, где на стенах весели деревянные таблички, посвященные памяти умерших. Нередко, когда борьба проходила чересчур интенсивно, сотрясение пола вызывало постукивание табличек. По вечерам это напоминало танец воинственных духов. В этой необычной обстановке звуки падающих дощечек, а порой и треск сломанных половиц, которые не выдерживали натиска падающих тел, приводили в трепет редких прихожан. После тренировок сам наставник Кано лез под пол, обвязав голову полотенцем, чтобы уберечься от густой паутины, укреплял балки и заменял сломанные половицы. На следующий день все повторялось.

Свое время доктор Кано делил между буддийской практикой и научной работой. Большую часть дня он проводил со своими учениками в храме, где ел, шил и ремонтировал одежду для тренировок, проводил беседы и занятия. Одновременно ему приходилось выполнять функции преподавателя знаменитого лицея Гекусюин, в котором учились дети привилегированных особ, Занятия начинались ранним утром. Вторую половину дня доктор Кано посвящал дзюдо, затем делал записи и готовил планы на следующий день, переводил с иностранных языков, засиживаясь иногда далеко за полночь.

Многие знакомые доктора Кано, посещавшие тренировки, имели солидный вес в обществе. Некоторые ученики происходили из знатных семей. Удивленные монахи и жители близлежащих домов нередко могли видеть министерские экипажи, останавливающиеся у дверей храма. Визиты эти были связаны с личностью самого доктора Кано и разработанной им системой дзюдо. Тем не менее, было очивидно, что долготерпение монахов не вечно. Однажды настоятель храма пришел в додзе и, наблюдая за тяжелой работой мастера и его учеников, многозначительно заметил: "Кано Дзигоро является, несмотря на свою молодость, выдающимся человеком. Единственным его недостатком является его страсть к дзюдо." Два, иногда три раза в день приходил в школу наставник Икубо Цунэтоси. Поединки подчас проходили необычайным упорством. И нет ничего удивительного, что в конце концов, учеников доктора Кано попросили подыскать другое место для тренировок.

В январе 1883 года Кодокан покидает храм Эйседзи и находит новое пристанище в очень скромном помещении. Новый зал не мог вместить все татами и доктор Кано делает рядом с оградой небольшую пристройку, больше напоминающую сарай, который хотя и был просторным, от холода и сырости не спасал. Спустя год, сам мастер и его ученики, число которых значительно выросло, с облегчением узнали о возможности переезда в новый зал.

В том же году Кано разработал кодекс поведения учеников Кодакана. Первыми подписали его, обмакивая кисточку в собственную кровь, Томата Цунэдзиро, Сайго Хагучи, Сайго Сиро, Ёкояма Сакудзиро и Ямасита Ёсиаки. В тот же день Сайго Сиро и Томита Цунедзиро, старшие ученики школы, получили черные пояса, как символ достижения первой мастерской ступени.

Кано Дзигаро установил пять пунктов клятвы, смысл которой сводился к следующему:




10. Кодокан - букв. "дом где преподают путь".

11. Додзё - букв. "зал пути"

следующая страница следующая страница