ЗАГЛАВНАЯ \ ИСТОРИЯ \ Антонов В.В. Левицкий А. Г. ИСТОРИЯ ДЗЮДО - стр. 1

В РАЗДЕЛ - ИСТОРИЯ -

                                                                                                                                                              1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7


РОССИЙСКИЕ БОРЦЫ - СИДНЕЙ 2000

СПАСИБО ЛЕВИЦКОМУ АЛЕКСЕЮ ГРИГОРЬЕВИЧУ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ МАТЕРИАЛ.

Антонов Виктор Валентинович заслуженный тренер России, мастер спорта по самбо и дзюдо.

Левицкий Алексей Григорьевич кандидат педагогических наук, мастер спорта по дзюдо, доцент кафедры борьбы Санкт - Петербургской Государственной Академии физической культуры им. П.Ф.Лесгафта.

ИСТОРИЯ ДЗЮДО

1. ИСТОРИЯ ДЖИУ-ДЖИТСУ

Своим происхождением дзюдо1 обязано многовековой традиции рукопашного боя, культивируемого в различных школах джиу-джитсу2. Несмотря на кажущуюся ясность вопроса, до сих пор идут споры: имеет ли эта традиция самообороны без оружия японские корни или привнесена извне? Тема достаточно деликатная, так как затрагивает патриотические чувства японцев.

Существует три версии появления джиу-джитсу.

Первая гласит, что родиной джиу-джитсу является Китай, а проникновение на остров связывается с прибытием в страну Цветущей сакуры монаха по имени Чэнь Юаньбин. Покинув Китай3 в 1558 году он нашел пристанище в одном из монастырей Эдо4. Жил скромно, избегал шума и суеты. Обучал детей знатных вельмож китайской каллиграфии и философии. Переводил классиков китайской литературы, рисовал пейзажи тушью, изредка путешествовал, но главное - обучил нескольких самураев боевому искусству5, что и послужило распространению джиу-джитсу в Японии.

Вторая версия связана с именем Такэноучи Хисамори, которому, согласно легенде, во сне явился монах-отшельник, спустившийся с гор, и посвятил его в секреты боевого искусства, основанного на бросках и болевых приемах. Этим утверждается чисто национальное происхождение джиу-джитсу.

Прием дзю-дзюцу (по рисунку Хокусая)Наконец, общеизвестна история о враче Акаяма Сиробэй, одном из учителей школы такэноучи-рю. Часто зимой он прогуливался по саду и любовался ветвями вишни, которая в ожидании весны спокойно спала, нахлобучив на себя снежную шапку. Как-то Акаяма заметил, что толстая ветка не выдержала тяжести снега и надломилась. Зато маленькая, гибкая веточка все гнулась и гнулась к земле, но не сломалась. Снег соскользнул с нее и она, целехонькая, выпрямилась вновь. Увидев это, Акаяма задумался , а потом воскликнул: "Сначала поддаться, чтобы потом победить!" Его слова относились к приемам борьбы, над созданием которой он трудился. Изучив распространенные в Японии системы рукопашного боя когусоку и коси-но мавари, для расширения своих познаний отправился в Китай, гле познакомился с рядом местных единоборств, в том числе и с разновидностью тайцзи-туйшоу. В результате систематизации и обобщения техники он со своими учениками и единомышленниками представил специально созванной императорской комиссии несколько сотен приемов, которые составили основу джиу-джитсу.

Знаток джиу-джитсу, немецкий искусствовед Карл Гагеман в двадцатых годах нашего столетия заметил, что являющиеся основой японского воспитания джиу-джитсу, также как и все в Японии, происходит из Китая. Это в целом верное утверждение (вспомним то же каратэ) следует уточнить, так как континентальные заимствования подвергались японцами чисто национальной переработке и переосмыслению и приобретали самостоятельный характер, зачастую более высокого уровня.

Термин "джиу-джитсу" появился в конце XIV века, обозначая боевое искусство, обобщающее и систематизирующие опыт рукопашных схваток на поле боя. Во время более чем четырехсотлетнего владычества сёгуната Токугава, периода расцвета боевых искусств в Японии, количество школ джиу-джитсу приблизилось к семистам.

Конец XIX века ознаменовал начало в Японии эпохи разительных перемен. В 1868 году при поддержке сторонников радикальных реформ на престол восходит император Муцухито. Начинаются революционные преобразования Мэйдзи во всех сферах общественной жизни. Закончился период длительной изоляции страны. Дух запада начал проникать в повседневную жизнь рядовых японцев. На сцену истории вышло поколение, интересующееся тем, что ново и современно. Европейский театр и регби стали символом этого поколения. Гибла самурайская традиция. Под угрозой оказались древние боевые искусства, носителями которых являлись представители самурайских кланов.


1. Дзюдо - букв."путь мягкости"

2. Джиу-джитсу - правильнее дзю-дзюцу - букв. "искусство мягкости"

3. Китай - В описываемый период Китай сотрясали крестьянские бунты, династия Мин клонилась к неминуемому упадку. Закат династии отразился и на судьбе монастыря Шаолинь - признанного центра боевых искусств. Появление новых светских школ пошатнуло престиж монастыря, а борьба за главенство среди настоятелей филиалов подорвало веру многих монахов в святость их обители. Многие почтенные мастера боевых искусств разбрелись кто куда, одни из таких отходников и был Чэнь Юаньбин.

4. Эдо - старое название г. Токио

5. "боевому искусству" - Согласно японским источникам, Чэнь Юаньбин владел цинь-на - китайской борьбой, основанной на захватах и болевых приемах (см. Ито Сио,1965,49). Вряд ли это точно, так как цинь-на оформилось гораздо позже в XVIII веке. Правильнее будет считать, что он был мастером созданной в конце XV века шаолиньским мастером Цзяо Юанем боевой системы цзоку-шу "искусство болевых замков" (другие названия - фэньцзинь-шу "искусство разрыва мышц и сухожилий" и диша-шоу "дьявольская рука").

следующая страница