Навигация по "СЛОВАРИКУ"
|
|
"Борьба САМБО"(www.sambo.spb.ru) 11 сентября 2001 г
Спорт
КОДЕКС СПОРТИВНОЙ ЭТИКИ СПРАВЕДЛИВАЯ ИГРА ПУТЬ К ПОБЕДЕ
(принят в 1985 году)
Введение
1. Кодекс спортивной этики Совета Европы "Справедливая игра путь к победе" является заявлением о намерениях, принятым министрами Европы, ответственными за спорт.
2. В основные принципы Кодекса заложены соображения этического характера, направленные на соблюдение справедливой игры, которые являются неотъемлемой частью, а не факультативными элементами всей спортивной деятельности, спортивной политики, политики управления и применяются во всех сферах как рекреационной, так и спортивной деятельности.
3. Кодекс обеспечивает прочную этическую основу для борьбы с отрицательными проявлениями в современном обществе, которые подрывают традиционную основу спорта основу, построенную на справедливой игре, товариществе.
Цель Кодекса
4. Основной целью Кодекса является Справедливая игра в спорте для детей и юношества, имея в виду то, что завтра они станут взрослыми участниками и спортивными звездами. Кодекс предназначается для учреждений и взрослых лиц, имеющих прямое или косвенное отношение к привлечению молодежи к участию в спорте.
5. Кодекс включает в себя положения о ПРАВЕ детей и юношества участвовать в спортивной деятельности и наслаждаться ею, а также ОБЯЗАННОСТИ учреждений и взрослых лиц распространять правила Справедливой игры и обеспечивать уважение названных Определение понятия "Справедливая игра"
6. В определение понятия "Справедливая игра" включено больше, чем простое следование правилам спортивной деятельности: оно включает в себя понятия дружбы, уважения и почитания атмосферы, в которой осуществляется рекреационная или спортивная деятельность. Справедливая игра это образ мышления, а не только поведения. Она исключает обман, применение допинга, насилие, оскорбления (физические и словесные), эксплуатацию, а также неравные возможности, чрезмерную коммерциализацию и коррупцию.
7. Справедливая игра понятие положительное. Кодекс признает, что спорт является общественной и культурной деятельностью, которая, при соблюдении правил Справедливой игры, обогащает общество и укрепляет дружбу между народами. Спорт признается также как вид индивидуальной деятельности, которая, при ее справедливом проведении, предоставляет возможности самоусовершенствования, самовыражения и реализации личных достижений, приобретения навыков и демонстрации мастерства; социального взаимодействия, хорошего проведения свободного времени, здоровья и благополучия. Вовлечение в занятия спортом налагает ответственность на общество, располагающее широкой сетью клубов, и на работающих добровольно лидеров. В дополнение к этому ответственность за некоторые виды деятельности будет способствовать выработке правильного отношения к окружающей среде.
Ответственность за соблюдение Справедливой игры
8. Кодекс признает, что вовлечение в занятия спортом детей и юношества охватывает широкие социальные слои. Он также признает, что потенциальные выгоды для общества и отдельных лиц намного возрастут при соблюдении Справедливой игры и обретения ею центрального места вместо занимаемого ранее периферийного. Кодекс признает, что Справедливая игра должна пользоваться самым высоким приоритетом у всех, кто непосредственно или косвенно оказывает влияние на спортивную деятельность детей и юношества. Эти приоритеты включают:
-
8.1. Правительства на всех уровнях, включая организации, работающие с правительством. Образовательные учреждения несут особую ответственность;
8.2. Спортивные и относящиеся к спорту организации, включая спортивные федерации и иные органы управления, ассоциации физического воспитания, тренерские центры и институты, лиц медицинской и фармакологической профессий и средства массовой информации. Коммерческий сектор, включающий производителей спортивных товаров, агентства по розничной торговле и маркетингу, также несут ответственность за то, чтобы способствовать соблюдению Справедливой игры;
8.3. Отдельные лица, включая родителей, педагогов, тренеров, судей, официальных лиц, руководителей спорта, администраторов, журналистов, врачей и фармацевтов, а также тех звезд в спорте, которые достигли славы и спортивного совершенства.
Кодекс соблюдается независимо от того, осуществляется ли деятельность на добровольной или профессиональной основе. Зрители на спортивных соревнованиях также несут ответственность за соблюдение Кодекса.
9. Каждое из указанных лиц и учреждений должно играть свою роль и нести свою ответственность. Данный Кодекс по этике адресуется им. Он будет эффективным только тогда, когда все вовлеченные и спорт будут готовы принять на себя ответственность, заложенную в Кодексе.
Правительства
10. Задачи правительства:
-
10.1. Поощрять внедрение высоких этических норм во все сферы общества, где осуществляется спортивная деятельность;
10.2. Поощрять и поддерживать организации и отдельных лиц, которые строго придерживаются этических принципов в своей работе в области спорта;
10.3. Способствовать, чтобы в системе профессионального обучения оказывалась поддержка спортивной деятельности и правилам Справедливой игры как одной из центральных частей программ физического воспитания;
10.4. Поддерживать инициативы, направленные на внедрение Справедливой игры в спорте, и поощрять организации, которые рассматривают Справедливую игру в качестве приоритетной в своей работе;
10.5. Поощрять исследовательскую работу на национальном и международном уровнях, направленную на улучшение нашего понимания комплекса вопросов, связанных с вовлечением молодежи в спорт, выявляющую случаи неправильного поведения, а также возможности по внедрению Справедливой игры.
Спортивные и относящиеся к спорту организации
11. Спортивные и относящиеся к спорту организации несут ответственность и должны:
определение понятия "Справедливая игра":
-
11.1. Публиковать четкие установки, что считать этичным или неэтичным в поведении, и обеспечивать, чтобы на всех уровнях участия в спортивной деятельности или в процессе вовлечения в нее всегда использовались соответствующие поощрения или наказания;
11.2. Обеспечивать, чтобы все решения в конкретном виде спорта принимались в соответствии с Кодексом этики, который отражает положения Европейского Кодекса;
11.3. Повышать внимание к справедливой игре в рамках своей сферы влияния посредством проведения различных кампаний, церемоний награждения, распространения материалов воспитательного характера и использования возможностей в процессе тренировок.
Они также должны управлять этим процессом и оценивать его результаты;
11.4. Определить такие системы, которые бы вознаграждали за личные достижения в соблюдении Справедливой игры, помимо успешных выступлений в соревнованиях;
11.5. Обеспечивать помощь и поддержку средствам массовой информации с тем, чтобы они способствовали пропаганде этичного поведения;
работа с молодежью:
-
11.6. Обеспечивать, чтобы структура соревнований соответствовала особым требованиям молодого и подрастающего поколения и обеспечивала им возможность участия в деятельности на различных уровнях от рекреационного до соревнований высокого класса;
11.7. Поддерживать изменения правил с тем, чтобы они соответствовали особенностям очень молодых и незрелых людей и акцентировали внимание скорее на Справедливой игре, чем на успешном выступлении в соревнованиях;
11.8. Обеспечивать меры предосторожности во избежание эксплуатации детей, особенно одаренных;
11.9. Обеспечить, чтобы все люди, входящие в организацию, или ассоциативные члены, которые несут ответственность за детей и молодежь, имели соответствующую квалификацию для организации управления, тренировочного процесса и обучения, особенно в части понимания биологических и физиологических изменений, происходящих в организме ребенка в период его созревания.
Отдельные лица
12. Отдельные лица несут ответственность:
личное поведение:
-
12.1. Подавать пример своим поведением с тем, чтобы дети и молодежь подражали им, а также ни в коем случае не поощрять и лично не проявлять и не прощать другим несправедливую игру, предпринимая соответствующее наказание в случае недостойного поведения;
12.2. Обеспечить, чтобы собственный уровень подготовки и квалификация соответствовали особенностям детей на различных стадиях их спортивной деятельности;
работа с молодежью:
-
12.3. Считать своей первейшей задачей заботу о здоровье, безопасности и благополучии ребенка или молодого спортсмена и обеспечить, чтобы эти требования не превалировали над репутацией школы, клуба, тренера или интересами родителя;
12.4. Способствовать тому, чтобы приобретенный детьми спортивный опыт приобщил их к занятиям физической деятельностью для укрепления здоровья в течение всей жизни;
12.5. Исключить подход к детям просто как к маленьким взрослым, помнить о физиологических и биологических изменениях в их организме в период созревания и о влиянии этого на результаты их выступлений;
12.6. Не возлагать на ребенка надежд, превосходящих его возможности;
12.7. Ставить в центр внимания удовольствие от выполняемой ими деятельности и никогда не оказывать давления на ребенка в отношении его выбора участвовать или не участвовать в той или иной деятельности;
12.8. Относиться одинаково как к одаренным, так и к менее одаренным детям, подчеркивать и поощрять личные достижения и спортивные навыки так же, как и успехи в соревнованиях;
12.9. Поощрять детей в изобретении ими новых игр с собственными правилами, а также исполнение ими ролей руководителя, тренера, судьи, а не только участника; определение самими детьми мер поощрения за Справедливую игру и несение личной ответственности за свои поступки;
12.10. Предоставлять ребенку и его родителям полную информацию относительно его возможностей в достижении высоких результатов.
Заключение
13. Справедливая игра является неотъемлемым и важным условием успешного развития спорта и вовлечения в спорт. Посредством Справедливой игры выигрывают все от отдлеьных лиц до спортивных организаций и общества в целом. На всех нас лежит отсетственность за распространение и соблюдение Справедливой игры.
Справедливая игра путь к победе.
|