I. Европейские министры, отвечающие за спорт, на своей 8-й конференции в Лиссабоне 17-18 мая 1995 года:
1) возвращаясь к резолюциям по вопросу "Молодые люди и спорт", принятым на их предыдущих конференциях;
2) считая, что изменения в сторону малоподвижного образа жизни, происходящие во всей Европе, сокращают время, отдаваемое физической активности и физической деятельности, естественную наклонность к которым имеют молодые люди;
3) полагая, что воспитание качеств, гармонизирующих физическое, интеллектуальное и художественное развитие, является основой становления каждой личности;
4) подчеркивая значение вклада, который может внести воспитание через спорт и претворение в жизнь целей Венской Декларации, в осуществление социальной интеграции, в здравоохранение, в воспитание личности, в пропаганду этических норм, в охрану окружающей среды, в воспитание терпимости и понимания между народами;
5) возвращаясь к Резолюции (72)30 Комитета министров по вопросу гигиены спортивных сооружений и Рекомендации N R (87)9 по исследованиям физической подготовленности молодых людей школьного возраста Еврофит;
6) считая, что предоставление обществом возможности молодым людям заниматься физической культурой должно привести не только к конструктивному использованию свободного времени, но и к решению таких социальных проблем, как нетерпимость, агрессивность, алкоголизм, к лечению других болезней общества;
7) с сожалением признавая, что времени, отводимого для занятий физической культурой, во многих школах недостаточно для того, чтобы школьники имели возможность получать необходимую выгоду из
образовательных программ, и что молодые люди, не вовлеченные в занятия физкультурой и спортом, имеют низкий уровень физической подготовленности;
8) намереваясь поощрять установление в своих странах новых партнерских отношений для того, чтобы вовлечь молодых людей в процессы самообразования, самосовершенствования и самовыражения через спорт;
9) возвращаясь к Конвенции ООН 1989 года о правах ребенка, в частности, к статьям 29 и 31;
10) ссылаясь на Спортивную Хартию Европы, в частности на статью 5 "Об основах физической подготовленности", и на Кодекс спортивной этики, которые дают руководства по ведению занятий физической культурой и спортом с молодыми людьми и которые были приняты Комитетом министров как рекомендации N R (92) 13 и N R (92)14;
11) отмечая работу, проделанную другими европейскими организациями в области молодежного спорта, и выражая признательность неправительственным организациям за уникальный вклад в создание молодым людям условий для занятий спортом;
12) возвращаясь к своей Декларации о социальной значимости спорта, принятой на очередной конференции, и признавая очевидность общественной роли физической культуры и спорта и их положительное влияние на здоровье
II.
1) Принимают европейский манифест "Молодые люди и спорт", прилагаемый далее, для дополнения и расширения принципов, изложенных в статье 5 Спортивной хартии Европы;
2) Выражают готовность участвовать в его распространении среди всех заинтересованных лиц.
III. Рекомендуют Комитету Министров
рассмотреть Манифест с последующим принятием его в качестве рекомендации всем странам-участницам соглашения;
просить Комитет по развитию спорта выступить наблюдателем за претворением в жизнь идей, изложенных в данном Манифесте.
Дети и молодежь имеют право на игры и досуг. Общество обязано обеспечить, чтобы это право могло реализовываться через занятия физической культурой и спортом.
Статья 1. Цель
1. Цель данного Манифеста благоприятствовать политике, которая вырабатывала бы у молодых людей положительное отношение к занятиям физкультурой и спортом, в соответствии со Спортивной Хартией Европы и Европейским Этическим кодексом, и закладывать
таким образом основы для занятой физической активностью на протяжении всей жизни.
2. Общество в целом в сотрудничестве со всеми заинтересованными организациями должно предоставить молодым людям возможность достижения этой цели. Для этого:
-
2.1. Общественные власти совместно с соответствующими спортивными организациями отвечают за необходимое руководство в проведении спортивной политики в интересах молодых людей;
2.2. Общественные власти на всех уровнях отвечают за создание
разнообразных возможностей посредством финансовой поддержки на законодательном и других уровнях.
Статья 2. Толкование
1. Спортивная Хартия Европы определяет спорт как "все формы физической активности, которые через эпизодическое или организованное участие направлены на выражение или совершенствование физического и умственного состояния, формирование социальных отношений или достижение результатов в соревнованиях всех уровней".
2. Спорт и данном Манифесте рассматривается с позиций гуманизма и терпимости, идеалам которых служит Совет Европы.
3. Понятие "молодые люди" в данном Манифесте относится ко всем лицам, не достигшим совершеннолетия по национальному законодательству.
Статья 3. Рамки
1. Спорт вo вcex формах должен быть доступен для всех молодых людей, не допуская дискриминации; должен предоставлять равные возможности юношам и девушкам, принимать в расчет специальные
требования к каждой возрастной группе и группе со специальными нуждами.
2. Физическая активность является для молодых людей естественной формой движения, основанной на элементах игры.
3. Занятия спортом должны быть нацелены на:
-
3.1. Развитие психических, физических и социальных качеств;
3.2. Обучение этическим ценностям, справедливости, дисциплинированности;
3.3. Воспитание уважения к себе и другим людям, в том числе к группам меньшинства;
3.4. Обучение терпимости и ответственности, как предпосылкам жизни в демократическом обществе;
3.5. Воспитание самоконтроля и развитие положительных качеств личности;
3.6. Пропаганду здорового образа жизни.
4. Благоденствие молодежи цель первостепенной важности; каждому должна быть оказана помощь в реализации своего потенциала; роль тренировок и соревнований должна быть определена в соответствующей пропорции.
Статья 4. Основы: семья и школа
1. Дом и семья первичная ячейка социализации для детей. Дом и семья играют уникальную роль в пропаганде активного, здорового образа жизни.
2. Школе надлежит решить жизненно важную задачу заложить через физическую культуру и спорт основы здорового баланса между физической и умственной деятельностью. Спорт может внести И вклад в улучшение качества школьной жизни в целом
-
2.1. Все молодые люди должны получу, физическое воспитание и приобрести основные спортивные навыки. Таким образом, они должны быть вовлечены в рамках или за рамками школьной программы в занятия спортом и ежедневные физические упражнения
2.2. Школа должна предоставить безопасные и здоровые условия для занятий физической культурой и спортом
2.3. Школа должна следить по мере возможности за новыми тенденциями в спортивном движении и разъяснять их молодым людям.
Статья 5. К занятиям длиною в жизнь
1. Чтобы обеспечить вовлечение в непрерывные занятия физкультурой и спортом, необходимо установление партнерских отношений с заинтересованными организациями. Общественные власти должны способствовать установлению этих отношений
2. Жизненно важная заслуга в предоставлении молодым людям возможности улучшать свои достижения через тренировки и соревнования и в создании условий для непрерывных занятий физкультурой принадлежит спортивным клубам и спортивным организациям, включая ассоциации школьного спорта.
3. Дальнейшие важные средства привлечения молодых людей к спорту должны искать другие добровольные и общественные организации.
4. Коммерческие организации, искренне болеющие интересами молодых людей, могут предоставить дополнительные возможности применения их сил в различных сферах физической активности, дополняя таким образом усилия официального и добровольческого секторов.
Статья 6. Программы
1. Необходимо создание продуманных и хорошо сбалансированных программ, открывающих молодым людям доступ к занятиям физической культурой и спортом. Программы должны быть нацелены на гармонизацию физиологического и психического развития.
2. Программы должны отражать нужды и учитывать возможности всех молодых людей различного возраста и уровня развития, дифференцированно подходя к каждому из них.
3. Программы должны предусматривать возможности контактов между молодыми людьми различных регионов и стран через спорт.
Статья 7. Руководство
1. Занятия спортом на всех уровнях в стенах или за стенами школы должны вести квалифицированные и подготовленные руководители, учителя, тренеры, независимо от того, работают они на добровольной или профессиональной основе. Они должны с ответственностью подходить к выполнению своих обязанностей, знать о специфических нуждах молодых людей.
2. Руководители должны относиться к молодым людям с уважением, учить их терпимости и честности, вовлекать в процесс принятия решений, касающихся организаций, в которых они занимаются, заинтересовывать их в приобретении руководящего опыта.
3. Компетентные власти должны предпринимать необходимые шаги, чтобы учителя, тренеры, руководители повышали свою квалификацию на рабочих местах.
Статья 8. Сооружения и оборудование
1. Все школы должны иметь необходимое оборудование для занятий физкультурой и спортом.
2. В соответствующих и необходимых объемах должны использоваться школьные и общественные сооружения и оборудование.
3. Должен быть открыт доступ к спортивным площадкам и сооружениям на открытом воздухе как в городских, так и в сельских районах, однако их использование допустимо только при соблюдении норм уважения к окружающей среде.
4. Все молодые люди, в том числе инвалиды и дети с другими специальными нуждами, должны иметь свободный доступ к спортивным сооружениям.
5. Проектировщики, дизайнеры и управляющие спортивными сооружениями должны получать необходимую подготовку, чтобы их работа удовлетворяла запросы и нужды молодых людей.
Статья 9. Средства
Правительства должны гарантировать необходимую поддержку и предоставление средств из общественных фондов, привлекать других партнерств к сотрудничеству для достижения целей данного Манифеста.