ЗАГЛАВНАЯ \ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА \ Е.Я. Крупник - Игровые упражнения способствующие развитию ЛОВСКОСТИ

В РАЗДЕЛ - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА -

"Борьба САМБО"(www.sambo.spb.ru) 18 декабря 2002 г

 Благодарим Евгения Яковлевича Крупника за предоставленные материалы

Е.Я. Крупник
Игровые упражнения способствующие развитию ЛОВКОСТИ

Значительные резервы повышения результативности тренировочного процесса в спортивных единоборствах кроются в развитии и совершенствовании координационных качеств спортсменов.

Принято считать, что для развития координацинных способностей наиболее благоприятными являются три сенситивных периода: от 9 до 10 лет, от 12 до 13 и от 15 до 16 лет. Одновременно существует множество исследований подтверждающих «...что наиболее существенным для разработки теории онтогенетического развития человека является не сам возраст и даже не переодизация возрастных фаз (этапов, периодов), а индивидуальные особенности возрастного развития, так как каждый возрастной период может быть понят только в контексте целостного процесса индивидуального развития».(В. А. Сальников 1995г).

Разнообразные упражнения на быстроту и точность выполнения заданий, на равновесие и координацию и т.п. прекрасно содействуют развитию такого физического качества как ловкость.

В процессе проведения специализированных подвижных игр,решающих задачу развития, выше названного качества, происходит совершенствование различных анализаторов, от которых зависит правильное, точное и своевременное выполнение движений.

Так для успешной двигательной деятельности борца необходимо развитие проприоцептивной чувствительности. У квалифицированных борцов она очень высока почти во всех звеньях тела. При изучении и совершенствовании разделов рукопашного боя большое значение имеет зрительная сенсорная система. Ведь при ведении боя роль информации, поступающей от рецепторов глаз и двигательного аппарата, часто имеет решающее значение.

Для сохранения равновесия и точности движений необходима и высокая устойчивость вестибулярного аппарата. Поэтому тренировка борца всегда способствует совершенствованию выше перечисленных анализаторов.

В предлагаемых заданиях движения спортсменов не могут быть запрограммированы заранее и полностью. Они зависят от постоянно меняющейся обстановки. В связи с этим все ниже изложенные специализированные упражнения являются нестандартными видами деятельности. Они характеризуются непрерывным изменением структуры и мощности выполняемых движений, обусловленными особенностями игры с одновременным взаимным противодействием партнеров и противников.

Управление двигательной деятельностью при занятиях борьбой довольно сложное, так как спортсмены должны выполнять ряд разнообразных действий, часто во время быстрого передвижения по площадке борцовского ковра.

Для выполнения точных и сложных по координации движений необходима своевременная информация, поступающая в мозг от многих сенсорных систем. На основе быстрой и четкой ее переработки принимается решение и программируется предстоящая двигательная деятельность.

В процессе занятий предлагаемыми упражнениями формируются разнообразные двигательные навыки. По мере повторения движений и закрепления навыков их отдельные компоненты автоматизируются, т.е. выполняются без активного сосредоточения внимания. Чем больше таких компонентов движений, тем эффективнее игровая деятельность спортсменов. Однако в процессе игры часто возникают такие ситуации, когда даже доведенные до автоматизма приемы не могут обеспечить ее результативность. В этих ситуациях спортсмену необходимо мгновенно оценить обстановку и выполнить движение, адекватное возникшим требованиям. При этом деятельность мозга не может быть стереотипной как при заученных движениях, и приобретает творческий характер.

Упражнения, направленные на воспитание ловкости, становятся недостаточно эффективными при наступающем утомлении, поэтому при повторении заданий надо делать перерывы для отдыха. А сами игры проводить когда нет значительных следов утомления от предшествующей нагрузки.

  • «Борьба с завязанными глазами»
  • «Борьба на поясах»
  • «Хапсагай»
  • «Пять против десяти»
  • «Конкурс четырёх бросков»
  • «Чистый бросок»
  • «Завладей поясами»
  • «Пятнашки единоборцев»
  • «Увернись от захвата»
  • «Краб»
  • «Баскетбол с партнером на плечах»
  • «Футбол с партнером на плечах»
  • «Бой петухов»
  • «Бой в квадратах»
  • «Бой пингвинов»
  • «Столкни с черты»
  • «Борьба на гимнастической скамейке»
  • «Неравная схватка»
  • «Борьба за предмет»
  • «Гладиаторы»
  • «Отбери мяч»
  • «Один против троих»
  • «Втолкни в сектор»
  • «Не выходи за ковёр»
  • «Скомбинируй броски»


  • Все права на публикацию данной статьи принадлежат автору
    © Е.Я. Крупник
    © www.sambo.spb.ru



     Рекомендуем

    Методическое пособие Евгения Яковлевича Крупника «Боевые слоны» или игровой способ изучения приемов самозащиты


    "Борьба САМБО"(www.sambo.spb.ru) 18 декабря 2002 г

    В РАЗДЕЛ - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА -