начительные резервы повышения результативности тренировочного процесса в спортивных единоборствах кроются в развитии и совершенствовании координационных качеств спортсменов.
Принято считать, что для развития координацинных способностей наиболее благоприятными являются три сенситивных периода: от 9 до 10 лет, от 12 до 13 и от 15 до 16 лет. Одновременно существует множество исследований подтверждающих «...что наиболее существенным для разработки теории онтогенетического развития человека является не сам возраст и даже не переодизация возрастных фаз (этапов, периодов), а индивидуальные особенности возрастного развития, так как каждый возрастной период может быть понят только в контексте целостного процесса индивидуального развития».(В. А. Сальников 1995г).
Разнообразные упражнения на быстроту и точность выполнения заданий, на равновесие и координацию и т.п. прекрасно содействуют развитию такого физического качества как ловкость.
В процессе проведения специализированных подвижных игр,решающих задачу развития, выше названного качества, происходит совершенствование различных анализаторов, от которых зависит правильное, точное и своевременное выполнение движений.
Так для успешной двигательной деятельности борца необходимо развитие проприоцептивной чувствительности. У квалифицированных борцов она очень высока почти во всех звеньях тела.
При изучении и совершенствовании разделов рукопашного боя большое значение имеет зрительная сенсорная система. Ведь при ведении боя роль информации, поступающей от рецепторов глаз и двигательного аппарата, часто имеет решающее значение.
Для сохранения равновесия и точности движений необходима и высокая устойчивость вестибулярного аппарата. Поэтому тренировка борца всегда способствует совершенствованию выше перечисленных анализаторов.
В предлагаемых заданиях движения спортсменов не могут быть запрограммированы заранее и полностью. Они зависят от постоянно меняющейся обстановки. В связи с этим все ниже изложенные специализированные упражнения являются нестандартными видами деятельности. Они характеризуются непрерывным изменением структуры и мощности выполняемых движений, обусловленными особенностями игры с одновременным взаимным противодействием партнеров и противников.
Управление двигательной деятельностью при занятиях борьбой довольно сложное, так как спортсмены должны выполнять ряд разнообразных действий, часто во время быстрого передвижения по площадке борцовского ковра.
Для выполнения точных и сложных по координации движений необходима своевременная информация, поступающая в мозг от многих сенсорных систем. На основе быстрой и четкой ее переработки принимается решение и программируется предстоящая двигательная деятельность.
В процессе занятий предлагаемыми упражнениями формируются
разнообразные двигательные навыки. По мере повторения движений и
закрепления навыков их отдельные компоненты автоматизируются, т.е.
выполняются без активного сосредоточения внимания. Чем больше таких
компонентов движений, тем эффективнее игровая деятельность
спортсменов. Однако в процессе игры часто возникают такие ситуации,
когда даже доведенные до автоматизма приемы не могут обеспечить ее
результативность. В этих ситуациях спортсмену необходимо мгновенно
оценить обстановку и выполнить движение, адекватное возникшим
требованиям. При этом деятельность мозга не может быть стереотипной
как при заученных движениях, и приобретает творческий характер.
Упражнения, направленные на воспитание ловкости, становятся недостаточно эффективными при наступающем утомлении, поэтому при повторении заданий надо делать перерывы для отдыха. А сами игры проводить когда нет значительных следов утомления от предшествующей нагрузки.
«Борьба с завязанными глазами»
«Борьба на поясах»
«Хапсагай»
«Пять против десяти»
«Конкурс четырёх бросков»
«Чистый бросок»
«Завладей поясами»
«Пятнашки единоборцев»
«Увернись от захвата»
«Краб»
«Баскетбол с партнером на плечах»
«Футбол с партнером на плечах»
«Бой петухов»
«Бой в квадратах»
«Бой пингвинов»
«Столкни с черты»
«Борьба на гимнастической скамейке»
«Неравная схватка»
«Борьба за предмет»
«Гладиаторы»
«Отбери мяч»
«Один против троих»
«Втолкни в сектор»
«Не выходи за ковёр»
«Скомбинируй броски»
Все права на публикацию данной статьи принадлежат автору
© Е.Я. Крупник
© www.sambo.spb.ru
Методическое пособие Евгения Яковлевича Крупника «Боевые слоны» или игровой способ изучения приемов самозащиты