Ключевые слова:
урок физкультуры, физическая подготовка,
физическое развитие, функциональное состояние,
борьба самбо, специфические качества,
факультативные занятия.
На протяжении
десятилетий не снижается накал дискуссий между
специалистами в области физического воспитания
школьников и учащейся молодежи по вопросу:
“Каким должен быть урок физкультуры”? Если
судить по ряду публикаций, то в настоящее время
выделяются следующие основные подходы к
переоценке цели, задач и сущности содержания
уроков физкультуры в общеобразовательных
учебных заведениях. Во-первых, это новое
осмысление их оздоровительной цели, когда высшей
ценностью школьной физкультуры являются
здоровье учащихся, высокий уровень физического
развития и физической подготовленности.
Во-вторых, можно говорить об экстенсивном
подходе, при котором главное -- значимый
тренировочный эффект в результате увеличения
объема обязательных школьных занятий. И,
в-третьих, -- о спортивно-ориентированном подходе,
основанном на рациональном сочетании
классно-урочной и секционной форм занятий
(урочно-тренировочный тип). Есть и другие подходы
к содержательной значимости урока физкультуры [1,
2, 6, 8, 11].
Занятия борьбой
самбо рассматриваются многими специалистами в
качестве одного из действенных средств
физической подготовки подрастающего поколения
и, следовательно, имеют большое прикладное
значение. Различные виды борьбы достаточно
широко практикуются в учебных заведениях (ПТУ,
техникумах, вузах). С 1975 г. занятия по
классической борьбе использовались в физическом
воспитании в общеобразовательной школе начиная
с 7-го класса. Известно, что борьба -- естественная,
обусловленная природой потребность детей и
подростков в единоборстве [7]. По мнению русского
ученого и педагога П.Ф. Лесгафта, борьба -- это
одно из эффективнейших средств физического
воспитания молодежи. Борьба -- “есть упражнение,
-- говорил Лесгафт, -- с возрастающим напряжением,
состоящее в проявлении силы в соответствии с
проявлением ее другим лицом, при умении стойко
управлять своим телом на определенной опоре...”.
Нельзя не
принимать во внимание тот факт, что спортивные
виды борьбы приобрели особенно большую
популярность у нашей молодежи в послевоенные
годы. По мнению ряда авторов, занятия борьбой
рассматриваются как одно из прекрасных средств
физической подготовки школьников детского и
подросткового возраста [10, 12-15 и др.]. Вместе с тем
анализ учебных программ общеобразовательной
школы по физическому воспитанию с 1975 г., когда в
них появился раздел “Борьба” (для школьников
средних классов — 8 ч, старших — 10 ч в год),
показал, что этот вид спорта был и остается еще
далеко не разработанным.
Многолетний опыт
развития спортивных видов борьбы в нашей стране
и за рубежом позволяет говорить о том, что раздел
борьбы в школьной программе должен пронизывать
весь процесс физического воспитания начиная с
1-го класса. Сдерживающим фактором здесь является
слабая научная и методическая база. Нами не
обнаружено аргументированных данных по широкому
использованию спортивных видов борьбы на уроках
физкультуры школьников 4-6-х классов.
Опубликованные же в печати отдельные результаты
практического опыта работы учителей
общеобразовательных школ не дают полного ответа
на вопрос о возмо-жности использования
спортивных видов борьбы в качестве основного
средства физической подготовки школьников
различного возраста и пола.
Целью
проведенного нами исследования было научное и
методическое обоснование путей оптимизации
занятий борьбой самбо на уроках физкультуры в
процессе физической подготовки школьниковв 4-6-х
классов с учетом возраста и пола.
Задачи
исследования:
1. Изучить
состояние вопроса в отечественной и зарубежной
литературе.
2. Разработать
педагогические характеристики и педагогические
оценки общей и специальной подготовленности
школьников 4-6-х классов.
3. Изучить влияние
занятий борьбой самбо на изменение основных
двигательных качеств школьника.
4. Исследовать в
динамике физическое развитие и функциональные
возможности школьников 4-6-х классов,
занимающихся борьбой самбо.
5. Определить
наиболее приемлемые средства и методы занятий
борьбой самбо в качестве направленной
всесторонней физической подготовки детей 10-12 лет
в условиях как общеобразовательной, так и
спортивной школы.
В работе
использовались следующие методы
исследований:
- анализ
научно-методической литературы;
- педагогические наблюдения;
- педагогический эксперимент в условиях
школьного урока физкультуры и тренировочного
занятия;
- анкетирование математической статистики.
Регистрация
антропометрических показателей,
функционального состояния сердечно-сосудистой и
дыхательной систем, а также показателей развития
основных физических качеств школьников
осуществлялась в условиях
врачебно-физкультурного диспансера спортивного
клуба “Уралмаш” Екатеринбурга.
Из школьников 4-6-х
классов были составлены одна контрольная и две
экспериментальные группы. Соответственно в
каждом классе они были разделены на три
подгруппы. Наблюдения осуществлялись за
мальчиками и девочками отдельно. Кроме того,
обследовались юные самбисты 10-12 лет, регулярно
занимающиеся спортом в школе самбо спортивного
клуба “Уралмаш” Екатеринбурга (60 мальчиков).
Всего было обследовано 208 мальчиков и 141 девочка.
Целью
педагогического эксперимента было исследование
эффективности трех вариантов проведения уроков
по физическому воспитанию (контрольная группа
№1), при втором варианте в один урок физкультуры
включалась тренировка по борьбе самбо
(экспериментальная группа №2) и при третьем к
обязательному тренировочному уроку добавлялось
еще одно факультативное занятие по борьбе самбо
(экспериментальная группа №3). Исследование
проводилсь в течение одного учебного года в
каждом из указанных классов, т.е. в 4, 5 и 6-м.
Для занятий
борьбой самбо в обычной школе была разработана
специальная методика тренировки с учетом
ограниченного времени урока и факультативного
занятия, направленная на интенсивное развитие
необходимых для борца физических качеств. До 15%
общего учебного времени отводилось обучению
основам технико-тактических действий, 25 и 30% —
соответственно специальной и общей физической
подготовке, 15% — проведению
контрольно-педагогических испытаний и еще 5% —
теоретической подготовке (табл. 1).
Социологические
исследования заключались в анализе данных
анкетного опроса школьников по различным
вопросам их отношения к занятиям физической
культурой и спортом. В содержание анкеты входили
следующие вопросы:
- всегда ли Вы с интересом и
желанием относитесь к урокам физкультуры (ответ:
всегда, иногда, никогда);
- как Вы относитесь к
занятиям спортом (ответ: очень положительно,
положительно, равнодушно, отрицательно);
- как Вы
относитесь к содержанию уроков физкультуры
(ответ: полностью удовлетворен, не полностью
удовлетворен, не удовлетворен);
- хотел бы
заниматься физкультурой в школе (ответ: 1 раз, 2
раза, 3 раза, 4 раза, 5 раз, 6 раз в неделю);
-
занимаюсь спортом в секции (ответ: да или нет);
-
занимаюсь физическими упражнениями
самостоятельно (ответ: да или нет);
- не занимаюсь
спортом, потому что нет времени (ответ: да или
нет);
- хотел бы заниматься каким-либо видом
спорта на уроке физкультуры (ответ: да или нет);
-
выберите для себя предложенные виды спорта для
занятий в школе (спортивная или художественная
гимнастика, спортивные игры, виды спортивной
борьбы, легкая атлетика, плавание, ОФП);
- как Вы
сами оцениваете свое физическое развитие (ответ:
хорошее, удовлетворительное,
неудовлетворительное, плохое, очень плохое).
Экспериментальное
обоснование занятий борьбой самбо в 4-6-х классах.
Перед началом эксперимента были проведены
социально-педагогические исследования с целью
выяснения отношения школьников к занятиям
физкультурой и спортом. Статистическому анализу
были подвергнуты ответы 120 школьников 4-го класса,
112 — 5-го, 148 — 6-го. Получены статистически
значимые ответы на шесть вопросов анкеты.
Согласно им 45,3% детей ходят на уроки физкультуры
с желанием; 46,5% делают это иногда и 8,2% — без
всякого интереса и желания.
Подавляющее число
школьниковв (85%) не занимаются ни в спортивных
секциях, ни самостоятельно. В то же время к
занятиям спортом относятся очень положительно
до 69% школьников 4-го класса, 78 — 5-го и 79,5% — 6-го. 14%
школьников равнодушно относятся к занятиям
спортом, а каждый десятый из всех опрошенных —
отрицательно.
Из числа
опрошенных школьников 4-6-х классов 15,6%
удовлетворены содержанием уроков физкультуры;
34,6% не полностью удовлетворены и 42% — не
удовлетворены. Многие школьники высказали
желание заниматься на уроках физкультуры
каким-либо видом спорта, в частности 23% —
спортивными играми; 22,3% — плаванием; 21,3% —
спортивными видами единоборств; 9,6% — спортивной
и художественной гимнастикой и только 5% — общей
физической подготовкой.
Представляет
интерес и тот факт, что около 34,7% мальчиков и 37,3%
девочек хотели бы заниматься физкультурой 3 раза
в неделю, соответственно 25,6 и 16,7% — 4 раза; 14 и 15,3%
— 5 раз. Для 7,6% мальчиков и 11% девочек достаточно
двух уроков физкультуры в неделю, а для 5% —
одного.
Исходное
педагогическое тестирование уровня физической
подготовленности школьников 4-6-х классов
показало, что в этом возрастном периоде в целом
происходит его увеличение. Однако, например, по
показателям общей выносливости школьники 10, 11 и 12
лет отличались между собой недостоверно. По
статической выносливости мальчики 6-го класса
достоверно отличались от четвероклассников и
недостоверно — от пятиклассников. У девочек эти
отличия во всех случаях были недостоверными. Что
касается теста на силовую динамическую
выносливость (сгибание и разгибание рук в упоре
лежа до отказа и подтягивание на перекладине —
для мальчиков), то школьники 4-го класса уступили
достоверно как пяти-, так и шестиклассникам. Это
позволяет говорить о том, что силовая
выносливость в предпубертатный период
стабилизируется и за 2-3 года до периода полового
созревания выраженно не изменяется.
Вместе с тем
следует отметить, что на уровень развития
скоростно-силовых качеств в 4-6-х классах
существенно влияет возрастной фактор. Особенно
выраженно в этом возрасте, как у мальчиков, так и
у девочек, изменяются результаты в прыжках в
длину и в высоту с места. Несколько меньшие
отличия были зафиксированы при выполнении
сгибания и разгибания рук в упоре лежа за 10 и 20 с.
Все это также подтверждает общую тенденцию
увеличения с возрастом скоростно-силовых
возможностей у школьников 4-6-х классов.
Показатели быстроты и гибкости с возрастом также
растут, хотя и недостоверно.
Через год было
проведено итоговое тестирование школьников всех
трех групп. Основным показателем эффективности
применения экспериментальной методики
физического воспитания школьников был уровень
прироста результатов в ОФП и СФП по отношению к
исходному в каждой возрастной группе как у
мальчиков, так и у девочек.
Проведенные
исследования показали, что через год общая
выносливость у всех школьников возросла, однако
в отдельных группах уровень ее прироста по
отношению к исходным результатам был неодинаков.
Наиболее выраженные положительные изменения
общей выносливости были зарегистрированы только
в третьей (экспериментальной) группе школьников
4-6-х классов, в которой прирост результатов в беге
на 1000 м составил 6%, а во второй и первой группах —
соответственно 5 и 3,6%. Девочки в этом контрольном
испытании не участвовали.
Общая
выносливость оценивалась также по результатам
бега в течение 6 мин. В итоге оказалось, что
мальчики и девочки 4-6-х классов по показателям
прироста результатов в этом упражнениии
достоверно друг от друга не отличались. Однако и
в этом случае лучшие результаты через год
исследовний были показаны школьниками третьей
группы (2,4%); во второй и первой прирост составил
соответственно 1,8 и 1,5%.
Силовая
выносливость (вис на перекладине, сгибание и
разгибание рук в упоре лежа до отказа,
подтягивание) в течение учебного года
увеличивается у всех школьников на значительно
большую величину по сравнению с общей
выносливостью. Так, ее средний прирост через год
составил у мальчиков 4-го класса — 23,5%; 5-го — 21,5% и
6-го — 14,7%; в группе девочек — соответственно 18,6;
16,5 и 13,8%. Иными словами, среди всех школьников
независимо от занятий спортом небольшой годовой
прирост оказался у четвероклассников. Анализ
среднего показателя прироста по группам
независимо от возраста говорит о том, что
наибольшей его величина была в третьей группе (у
мальчиков — 30,5 и у девочек — 30,9%), второй по
величине результат — во второй (соответственно
21,7 и 15,3%) и третий — в первой (контрольной) группе
(соответственно 21 и 15,9%).
Изменение
скоростно-силовых качеств во многом зависит от
конкретного педагогического теста и уровня
исходного результата. Все школьники в наших
исследованиях более выраженно увеличивали свои
результаты именно в тех упражнениях, которые
раньше в тренировках или на уроках физкультуры
им не встречались. Половой фактор и в этом случае
существенного влияния на прирост результатов не
оказал. Средний прирост результатов в прыжках в
длину с места составил у мальчиков 10-12 лет 5,8%, у
девочек — 3,6%; в прыжках в высоту с места —
соответственно 6,6 и 4,7%; в сгибании и разгибании
рук в упоре лежа за 10 с — 14,7 и 12,4%. Во всех случаях
школьники экспериментальных групп достоверно
опережали своих сверстников из контрольной
группы.
Юные борцы хорошо
прогрессировали в контрольных упражнениях,
характеризующих быстроту. Вместе с тем отличия в
приросте результатов, например в беге на 30 м,
между юными самбистами и их сверстниками из
контрольной группы оказались менее выраженными,
чем при выполнении 10 подъемов из партера в
стойку. Так, величина этого прироста в данных
упражнениях составила у мальчиков первой группы
4,8%, а у девочек — 3,7%. Во всех случаях мальчики
достоверно опередили своих сверстниц в темпах
прироста данного физического качества.
Занятия борьбой
самбо в 10-12-летнем возрасте вызывают
положительные сдвиги и в развитии гибкости: по
показателю прироста этого физического качества
школьники экспериментальной группы через год
тренировок более чем в два раза опередили своих
менее тренированных сверстников.
Таким образом,
результаты тестирования общей физической
подготовленности учащихся в течение учебного
года позволили выявить практически по всем
компонентам развития физических качеств
очевидное преимущество занимающихся в
общеобразовательной школе борьбой самбо. Эти
занятия приводят к значительному улучшению у
школьников скоростно-силовой подготовленности,
силовой выносливости и быстроты, в меньшей мере
— общей выносливости. В целом же можно сделать
вывод о том, что занятия борьбой самбо в
общеобразовательной школе привели к более
выраженному приросту уровня физической
подготовленности школьников 4-6-х классов. Что же
касается влияния занятий самбо на
совершенствование специальной физической
подготовленности, то с этой целью были проведены
дополнительные исследования с привлечением юных
самбистов 10-12 лет, занимающихся борьбой в
специализированной школе спортивного клуба
“Уралмаш”.
Специальная
физическая подготовка юных самбистов.
В
задачу специальной физической подготовки юных
самбистов как в общеобразовательной школе, так и
в спортивной секции входило постепенное
приобщение школьников к регулярным занятиям
спортом и к развитию специфических качеств
средствами и методами занятий борьбой самбо.
Естественно, что для этого были подобраны
наиболее доступные и хорошо адаптируемые
средства тренировки с учетом возраста юных
самбистов.
В данных
исследовниях была поставлена задача -- оценить
уровень специальной физической
подготовленности школьников 10-12 лет,
занимающихся борьбой самбо в спортивной школе.
Общий объем времени на эти занятия в год составил
для юных самбистов 9-10 лет 144-180 ч, 11-12 лет -- 288-324 ч,
что значительно превышает количество таких
занятий в общеобразовательной школе (табл. 2).
Несмотря на то что
школьники экспериментальных групп
общеобразовательной школы за год значительно
повысили уровень общей и специальной
подготовленности и достоверно опередели своих
нетренированных сверстников, тем не менее они
могли серьезно конкурировать в большинстве
контрольных тестов с юными борцами спортивной
школы самбо, которые оказались первыми в семи
тестах из восьми.
Исследование
методики тренировки юных самбистов в спортивной
школе позволило разработать для них оптимальное
соотношение средств общей и специальной
физической подготовки. Весь учебный материал был
разделен на 5 разделов:
- обучение основам
технико-тактических действий (15% времени);
- специальная физическая подготовка (25-30%);
- общая физическая подготовка (30-40%);
- контрольно-педагогические испытания (5-10%);
- теоретическая подготовка (5-10%).
Результаты
педагогического тестирования уровня СФП
отражены в табл. 3. Из нее видно, что
специализированная подготовка в условиях
спортивной школы (СШ) приводит к более
выраженному приросту результатов у юных
самбистов, которые превзошли своих сверстников
из общеобразовательной школы (ОШ) почти по всем
показателям. Так, например, 10 кувырков назад и
вперед из положения упор присев юные спортсмены
выполняли в 10-летнем возрасте на 2,6 с быстрее, чем
их менее тренированные сверстники; в 11-летнем
возрасте — на 3,14 с и в 12-летнем — на 4,4 с. Во всех
случаях различия были достоверными (при р = 0,01).
Следующее
упражнение (забегание на мост один круг)
школьники 10-12 лет третьей (экспериментальной)
группы выполняли за 5,9 с, а юные спортсмены — за 4,3
с; 10 бросков передней подножкой — соответственно
за 31 и 26,1 с; 10 бросков задней подножкой — за 26,1 и
24,1 с; 10 бросков через бедро — за 31,5 и 26,9 с; 10
бросков через плечи — за 37,6 и 32 с; 10 подъемов на
гимнастический мост наклоном назад — за 27,8 и 25,2
с; 10 подъемов из упора лежа — за 19,5 и 17,4 с (табл. 3).
Физическое
развитие и функциональное состояние юных
самбистов. В наших исследованиях мы не могли
обойти молчанием вопрос влияния занятий борьбой
самбо на динамику физического развития
школьников 4-6-х классов. По мнению многих авторов,
в рассматриваемом возрастном периоде
заканчивается относительная стабилизация
развития основных физических показателей (длины
и массы тела, окружности грудной клетки,
жизненной емкости легких и силовых
возможностей).
Проведенные
исследования позволяют говорить о том, что длина
тела у школьников с 10 до 12 лет независимо от
занятий спортом достоверно увеличивается,
причем у мальчиков по сравнению с девочками
отмечаются более выраженные индивидуальные
различия. С 4-го по 6-й класс длина тела у юных
самбистов увеличилась на 7, а у их
нетренированных сверстников — на 5 см. В группе
девочек за этот возрастной период прирост длины
тела оказался более выраженным: к 5-му классу его
величина в контрольной и экспериментальной
группах составила 4 см, а через год у
нетренированных — 6 и у юных самбисток — 8 см.
Полученные данные
изменений длины тела у юных самбистов в какой-то
мере согласуются с результатами исследований,
проведенных на юных пловцах того же возраста [3],
выявивших зависимость между занятиями плаванием
и изменением длины тела, в том числе у школьников
с 4-го по 6-й класс, занимающихся спортом.
Занятия борьбой в
данном возрастном периоде не приводят к
каким-либо достоверным отличиям в приросте массы
тела по сравнению с контрольной группой, причем
по показателям относительного прироста
школьников не занимающиеся борьбой, прибавили за
2 года (с 4-го по 6-й класс) в массе тела больше, чем
юные спортсмены, однако эти отличия были
статистически недостоверны. У мальчиков с 4-го по
6-й класс масса тела возросла на 18,7 и 18,5%; у девочек
экспериментальной группы -- на 22,3% и контрольной --
на 28,4%.
При исследовании
прироста окружности грудной клетки во всех
группах мальчиков и девочек достоверных отличий
не отмечалось.
Более выраженными
отличия оказались лишь у девочек к 6-му классу по
сравнению с мальчиками. Зато по показателям
жизненной емкости легких (ЖЕЛ) юные борцы
достоверно превзошли своих сверстников из
контрольных групп. Так, у мальчиков, занимающихся
спортом, ЖЕЛ за 2 года возросла на 26,9% и у девочек
— на 25,5%, в то время как в контрольной группе
сверстников — соответственно на 12,1 и 5,7%.
Особенно
значительно юные самбисты превзошли своих
нетренированных сверстников в развитии силы. Это
хорошо видно из того, что показатели кистевой
динамометрии выросли за два года у
мальчиков-борцов на 41,3% и у девочек — на 47,8%; у их
нетренировапнных сверстников — соответственно
на 12,5 и 22,2%. То же наблюдалось и при исследовании
становой силы.
С 10 до 12 лет у юных
самбистов частота сердечных сокращений (ЧСС) в
покое снижается: у мальчиков — с 84 до 72 уд/мин и у
девочек — с 82 до 70 уд/мин; в контрольной группе —
соответственно с 82 до 80 уд/мин и с 78 до 76 уд/мин.
Следовательно, если в первом случае через два
года отмечается достоверное снижение ЧСС в
покое, то во втором этот показатель практически
не изменился. Что касается артериального
кровяного давления, то за два года его величина
во всех группах достоверно не изменилась.
В наших
исследованиях был использован интегральный
показатель индекса физического состояния
школьников (ИФС), предложенный Е.А. Пироговой [9], в
котором в комплексе учитываются показатели
артериального кровяного давления
(систолического, диастолического, пульсового),
ЧСС, длины и массы тела, а также возраста.
Рассчитанный таким образом ИФС позволил
установить, что с 10 до 12 лет он меняется, а отличия
в его величине между юными спортсменами и их
сверстниками, не занимающимися спортом,
оказались недостоверными.
Весо-ростовой
показатель (индекс Кетле) увеличивается с
возрастом у нетренированных школьников более
выраженно, чем в группе юных самбистов, что
говорит в первом случае о преобладании прироста
массы тела над приростом его длины. И, наоборот,
силовые индексы (кистевой и становой) более
значительными были у юных самбистов, что
свидетельствует о преобладании прироста силовых
возможностей над приростом массы тела.
Для
характеристики показателей физической
работоспособности школьников использовались
функциональная проба со статическим
напряжением, заключающаяся в удержании груза,
равного 20-30% собственного веса тела испытуемого,
на поясничном ремне в “позе конькобежца”. Эта
проба предложена Л.С. Дворкиным [5] для
исследования юных атлетов в силовых видах
спортивных единоборств. При выполнении
мышечного напряжения регистрировались время
статического напряжения и частота пульса на 5-15-й
с восстановительного периода.
Результаты
исследований показали, что уровень физической
работоспособности в каждой отдельно взятой
группе не имеет четко выраженных возрастных
отличий. Так, в первой группе показатель PWC170 у
мальчиков и девочек 4-го класса был выше, чем у
пятиклассников той же группы. Мальчики 5-го и
девочки 4-го класса экспериментальных групп по
уровню PWC170 опередили мальчиков 6-го и девочек
5-6-го классов. У юных спортсменов величина
данного показателя была более значительной по
сравнению со сверстниками.
Таким образом, в
целом занятия самбо как в условиях школы, так и в
спортивных секциях специализированной школы
позволяют 10-12-летним самбистам в значительной
мере превзойти своих нетренированных
сверстников как по уровню физической
подготовленности, так и по показателю физической
работоспособности, что говорит об их более
высоких функциональных возможностях.
Выводы
1. Тренировочная
направленность занятий физической культурой с
использованием наиболее адаптированных средств
и методов спортивной подготовки, применяемых в
различных видах спорта, в частности в борьбе
самбо, позволяет не только улучшить отношение
учащихся общеобразовательных школ к данной
дисциплине, но и поднять на более высокий уровень
их физическую подготовленность.
2. Наиболее
информативными критериями ОФП школьников 10-12 лет
являются результаты в 6-минутном беге, прыжке в
длину с места, в тесте на сгибание и разгибание
рук в упоре лежа за 10 с, беге на 30 м с хода и
челночном беге 3х10 м.
Показатели,
регистрируемые в таких тестирующих нагрузках,
как подтягивание в висе на перекладине, бег на 100
м, сгибание и разгибание рук в упоре лежа до
отказа и прыжок в высоту, в этом возрасте
адекватно не отражают уровня обследуемого
контингента учащихся.
3. Включение в
уроки физической культуры элементов борьбы
самбо оказывает позитивное влияние на динамику
развития основных физических качеств детей и
подростков 10-12 лет. При этом наиболее выраженные
изменения обнаруживаются в параметрах,
характеризующих скоростно-силовые возможности
организма, менее выраженные — в показателях
общей и силовой выносливости.
4. Занятия борьбой
самбо в возрасте 10-12 лет вызывают некоторое
ускорение физического развития, достоверно
повышают силовые возможности организма, не
стимулируя при этом прироста массы тела, и в
определенной степени способствуют экономизации
функции сердца.
5. Эффективной
структурой содержания занятий по борьбе самбо в
4-6-х классах является следующая: 15% общего
учебного времени — обучение основам
технико-тактических действий; 25-30% — специальная
физическая подготовка; 5-10% —
контрольно-педагогические испытания и участие в
соревнованиях по борьбе; 15% — теоретическая
подготовка. Продолжительность тренировочного
занятия для борцов 10 лет — 40-60 мин; 11-12 лет — 60-90
мин; их количество — 3-4 раза в неделю, 12-15 и 16-18 — в
месяц; годовой объем учебных часов —
соответственно 144-180 и 299-344.
6. Возрастной
период 10-12 лет оптимален для организации
целенаправленной начальной спортивной
подготовки в условиях как общеобразовательной,
так и специализированной спортивной школы. Такая
подготовка позволяет в полной мере использовать
растущие физические и функциональные
возможности организма школьников при освоении
сложных в координационном отношении
двигательных действий самбиста и в процессе
совершенствования физических качеств.
Литература
1. Абрамович В.Б.,
А.Б. Майский. Урок физической культуры : Учебн.
пос. для студ-тов заочн. обуч. — Набережные Челны:
Филиал ВГИФКа, 1989. — 29 с.
2. Бальсевич В.К.,
Л.И. Лубышева. Новые технологии формирования
физической культуры школьников //Проблемы
совершенствования физического воспитания
учащихся общеобразовательных школ: Сб. работ
участников Международ. семинара /Под общ. ред.
В.И.Ляха и Л.Б. Кофмана. М., 1993, с. 42-50.
3. Бурханов А.И.
Влияние спорта на организм школьников //Теория и
практика физической культуры. 1995, № 4, с. 12-14.
4. Дворкин Л.С.,
Н.И. Младинов. Силовая подготовка юных атлетов.
— Екатеринбург: изд-во Уральского гос. ун-та, 1992.
— 80 с.
5. Дворкин Л.С.
Научно-педагогические основы системы
многолетней подготовки тяжелоатлетов: Автореф.
докт. дис. М., 1992. — 28 с.
6. Курдюков Б.Ф.
Научно-педагогические аспекты
совершенствования процесса обучения в
общеобразовательных учебных заведениях нового
типа средствами физической культуры: Автореф.
канд. дис. Краснодар, 1994. — 25 с.
7. Лесгафт П.Ф.
Руководство по физическому образованию детей
школьного возраста. Т. I-II, 2-е изд. СПб., 1909. — 103 с.
8. Мансуров И.И.
Основы методики физкультуры в школе:
Ставропольское книжн. изд-во, 1991. — 220 с.
9. Пирогова Е.А.
Физическое состояние как предпосылка уровня
здоровья и физического совершенствования
//Физическая культура и современные проблемы
физического совершенствования человека: Матер.
Всесоюзн. научн. конф. Ереван, май 1984. — М.:
ГЦОЛИФК, 1985, с. 97-106.
10. Харлампиев
А.А. Борьба самбо. — М.: ФиС, 1959. — 312 с.
11. Хрущев С.В.,
А.Д. Дубогай. Физическая культура как фактор
укрепления здоровья детей в режиме продленного
дня школы //Физкультура в режиме продленного дня
школы /Под ред. С.В. Хрущева. — М.: ФиС, 1986, с. 7-15.
12. Чернов В.Н.
Элементы борьбы: IX кл. //Физическая культура в
школе. 1985, № 11, с. 13-17.
13. Чумаков Е.М.
Самбо для всех: упражнения //Спортивная жизнь
России. 1990, № 1, с. 17-18.
14. Чумаков Е.М.
Параметры специальной физической подготовки
борца-самбиста //Теория и практика физической
культуры. 1995, № 5-6, с. 20-22.
15. Щербаков Ю.В. Для
прохождения раздела “борьба” в Х классе: В
помощь учителю //Физическая культура в школе. 1982,
№10, с. 17-18; №11, с. 13-17.