Кому из мужчин не импонирует беседа о боевых искусствах и желание показать свою эрудицию в этом вопросе? Особенно много можно говорить на темы истории развития боевых искусств Востока. В литературных источниках по восточным боевым искусствам можно найти массу хронологической информации о родоначальниках многочисленных стилей каратэ и ушу без раскрытия самих особенностей технико-тактического содержания и методики подготовки бойцов в каждом из них.
К сожалению, при просмотре спортивных телевизионных программ приходится слышать неквалифицированные заявления не только комментаторов, но и президентов Федераций различных видов боевых искусств, которые свидетельствуют об их недостаточной грамотности в данной области. Зачастую эти неквалифицированные заявления делаются ради усиления рекламного эффекта, но они не соответствуют действительности, вводят публику в заблуждение и формируют искаженное представление о методологии боевых искусств и единоборств вообще.
Так, в конце мая 2003 г. на фестивале боевых искусств в Санкт-Петербурге можно было услышать интересные заявления со стороны его организаторов.
Оказывается, одиночно-демонстрационные упражнения ушу, выполняемые без оружия и с оружием, относятся к спорту высших достижений, а раздел Ушу — Сань-да (единоборство с ударами и бросками), которое завершает всю боевую подготовку, не относится к таковым. Это, оказывается, просто-напросто единоборства!?
Часто можно слышать гордые заявления представителей неконтактных боевых искусств о том, что боевые искусства в отличие от единоборств являются более значимым и даже более элитным разделом.
Жизнь человека подчинена единым законам живой природы. Основными из них являются:
— борьба за собственное выживание, которая включает в себя добывание пищи, поддержание нормальной температуры тела и водного режима, сооружение жилища (укрытия), защита от агрессора (хищника);
— борьба за продолжение рода, которая включает в себя конкурентную борьбу за полового партнера;
— непосредственное продолжение рода, включая заботу о потомстве, охрану его жизни.
Цивилизованное человеческое общество в течение более чем трех тысячелетий выработало законы социального контактирования, которые позволяют в значительной степени снизить прессинг со стороны более агрессивной человеческой «особи». Однако эти законы часто нарушаются и законопослушному человеку приходится защищать себя самому.
Отсюда и привлекательность проблемы обеспечения личной защищенности.
Интересуясь проблемой самозащиты и рукопашного боя с позиций собственной безопасности или с позиций выполнения специфических служебных обязанностей, необходимо иметь достаточно четкое представление о ней.
Обычно заинтересовавшийся этой проблемой человек ищет специальную литературу. Однако многовековая трансформация терминов и понятий в боевых искусствах, которые перекочевывали с Востока на Запад и наоборот, привела к тому, что в настоящий момент довольно трудно четко обозначить «что есть что?». Что такое ушу и чем оно отличается от кунг-фу? Чем отличается дзюдо от дзюу-дзютсу (джиу-джитсу)? Появились смутные и тем привлекательные для большинства жаждущих такие виды, как: дзе син мон, вьет во дао, хапкидо и мн. др.
Естественно, что в источниках под этими экзотическими наименованиями хочется найти самую необыкновенную, самую эффектную и эффективную систему, которая сможет обеспечить наилучший результат по скорости усвоения, надежности применения и, главное, позволит меньше работать.
Интересно отметить, что по всей России наряду с дзюдо стали возникать секции джиу-джитсу, из которого вышло дзюдо как более совершенная система подготовки бойцов. Это свидетельствует о том, что обильная информация о боевых искусствах или не доходит до читателя, в том числе и до руководителей федераций, или она недостаточно правдива.
Джиу-джитсу является японской версией боевого искусства, пришедшего на Восток из Индии. В дальнейшем оно разветвилось на различные системы военно-физической подготовки с многообразными подготовительными и завершающими упражнениями. Дзюдо — одна из систем, вышедшая из дзю-дзютсу.
Итак, необходимо определиться в том, что же такое боевые искусства, из каких разделов они состоят и какова стоимость их различных упражнений?
Во-первых, боевые искусства — это виды деятельности человека, связанные с силовым решением конфликтов на государственном и бытовом уровнях.
Как правило, ведя разговор о боевых искусствах, имеют в виду блок контактных боевых искусств, связанных с непосредственным взаимодействием с противником, что, мягко выражаясь, не совсем правильно.
В зависимости от решаемых задач, дистанции и вооруженности боевые искусства включают в себя следующие разделы:
— разведку, наблюдение, охранение и маскировку;
— сближение с противником, включающее боевые передвижения и десантирование, преодоление различных препятствий;
— шанцевые работы и мероприятия по жизнеобеспечению и выживанию;
— огневое воздействие;
— дистанционное воздействие холодным оружием;
— ударное воздействие холодным оружием и без оружия;
— контактное воздействие вплотную (табл. 1).
Таблица 1. Классификация видов боевых искусств
Маневровые |
Дистанционные |
Контактные |
Адаптационные |
Транспортировка |
Метание холодного оружия и
подручных средств |
Ударно-безорудийные (руконожные) |
Шанцевые работы |
Управление видами транспорта |
Стрельба из холодного оружия |
Полноконтактные (борьба) |
Маскировка и наблюдение |
Десантирование |
Стрельба из пехотного оружия |
Смешанные безорудийные |
Санитарно-медицинская защита |
Передвижения на местности |
Метание взрывных устройств |
Ударно-орудийные (фехтование) |
Радиационно-химическая
защита |
Преодоление препятствий |
Стрельба из артиллерийского
оружия |
Смешанные орудийные |
Экологическая защита |
|
|
|
Психологическая защита |
Зачастую при разговоре о рукопашном бое как виде контактных боевых искусств в содержание его техники привносят действия, связанные с передвижением, преодолением препятствий, десантированием, маскировкой, выживанием и т.д., что также неправомерно и подтверждается перечнем отдельных видов военно-физической подготовки (НФП-87 и др.).
Чтобы лучше ориентироваться в сути упражнений боевых искусств, следует обратиться к классификации видов деятельности человека по психофизиологическим признакам [12, 17] (табл. 2).
Таблица 2. Классификация видов деятельности человека по психофизиологическим признакам (три первых иерархических уровня)
№ |
Мотивация |
Условия деятельности |
Функциональная сфера |
1 |
На преодоление |
Программные |
Кондиционные*: 1. Скоростно-силовые;
2. Циклические (на выносливость) |
2 |
Демонстрационно-артистические |
Программные |
Координационные (для Б/И — это
имитационные упражнения) |
3 |
На игру |
Ситуационные: — неконтактные;
— жестко-контактные |
Сопряженные**, с высокой
психострессорностью |
4 |
На единоборство |
Ситуационные: — ударные —
полноконтактные |
Сопряженные, с высокой
психострессорностью |
5 |
На деятельность |
Программно-ситуационные |
1. Сопряженные 2.
Координационно-операционные (для Б/И —
это условно-контактные)
3. Интеллектуально-операционные
|
* — к кондиционным упражнениям
относятся действия, фиксируемые в системе
CGS (в мерах веса, расстояния и времени);
** — к сопряженным относятся
упражнения, включающие в себя
характеристики координационных и
кондиционных (Г.С. Туманян, 1983).
Если обратить внимание на суть данной классификации, то станет ясно, что каждый вид бытовой, производственной, физкультурно-спортивной и развлекательной деятельности имеет в себе особенности ее пространственно-двигательного содержания, психологических и физических нагрузок. Причем на верхнем уровне данной классификации размещен признак, обуславливающий выбор данного вида деятельности почти неосознанно, на генетическом уровне.
В данной классификации упражнения боевых искусств
присутствуют в трех блоках:
— в демонстрационно-артистическом;
— в единоборствах;
— в программно-ситуационном (условно-контактном).
Одиночные демонстрационно-артистические упражнения, имитирующие технические действия атаки и защиты, способствуют выработке правильных, скоростных и широкоамплитудных движений, обладающих высокой «убойной» силой и скоростью защитной реакции. Однако эти упражнения не могут обеспечить адекватного реагирования в мгновенно меняющихся ситуациях реального боя. Эти упражнения могут использоваться только в качестве промежуточных в общей системе боевой подготовки.
Условно-контактные упражнения специального раздела самбо, дзюдо и каратэдо, включая упражнения рукопашного боя без соревновательного единоборства, также являются частью системы боевой подготовки, но не могут ее завершать, поскольку не заканчиваются соревновательной проверкой, как это принято в единоборствах.
Технические действия специального раздела не позволяют их использования в соревновательном единоборстве. Именно поэтому дзюдо, с разделением его техники на спецраздел и спортивный раздел (борьбу дзюдо), стало выше дзюу-дзютсу, в котором все было смешано и не позволяло закреплять навыки в реальном единоборстве.
Почему же в наше время старая система дзюу-дзютсу выставляется как нечто отдельное? Ведь это пройденный этап.
Очевидно, все дело в том, что тренеры дзюдо, увлекшись соревновательными результатами, забывают о том, что в системе дзюдо существует и специальный раздел, которому также надо уделять внимание. Кстати, и ребят тоже увлекают соревновательные результаты, но потом, увидев где-то каскады умопомрачительных приемов специального раздела самбо или дзюдо, представленных в качестве исполняемых в условном контакте приемов дзюу-дзютсу, начинают недооценивать систему дзюдо. То же из-за погони за соревновательными результатами происходит и с борцами-самбистами.
Кроме того, имеет место феномен: «нет пророка в своем отечестве», и этот пророк должен иметь наиболее сложное имя (например: «Вьет во дао вовинам», «Будо-кенкю-кай», или «Мото-ха ёсин-рю»).
Обратимся к правомерности представлений о видах боевых искусств и составе их упражнений.
Для того чтобы подвести бойца к способности квалифицированно реагировать на меняющиеся ситуации боя, в единоборствах используется ряд постепенно усложняющихся физических упражнений [8] (табл. 3).
Таблица 3. Упражнения (средства), используемые в процесе подготовки бойцов
Общеразвивающие |
Простые: |
Спортивные |
строевые |
гимнастические |
без отягощений |
спортивные игры |
с отягощениями |
плавание |
со снарядами |
легкоатлетические |
на снарядах |
гребля |
|
туризм |
Специальные |
Подводящие |
Имитационные |
без партнера |
без снарядов |
с отягощениями |
с отягощениями |
с партнером |
с партнером |
на обучающих машинах |
на тренажерах |
Основные |
Учебные с партнером: |
Схватки с противником: |
в строю по разделениям |
учебные |
в строю по команде в целом |
учебно-тренировочные |
вне строя |
тренировочные |
|
соревновательные |
Как видно, завершающими всю подготовку бойца являются схватки (бои) с противником — единоборства.
Поэтому одиночная и парная имитация боевых действий — еще не единоборство. Одиночные упражнения боевых искусств могут быть спортивными, если их оценивает коллегия судей, но это не единоборства, и поэтому — еще не боевое искусство, это только промежуточная ступень владения техникой ударов и защиты, но тут еще нет ситуаций и, самое главное, нет психостресса, условия которого могут парализовать сенсомоторную сферу бойца. В результате психостресса вся многолетняя подготовка, заключавшаяся в имитации боя, в разбивании камней и досок, избиении боксерского мешка, в контакте с условным противником, может рухнуть при встрече с противником в реальном бою. Поэтому, не умаляя значимости предварительных видов подготовки в контактных боевых искусствах, не умаляя физиологической и психологической ценности одиночно-демонстрационных упражнений, имитирующих боевые действия, следует еще раз однозначно заявить, что завершающей основой боевых искусств является единоборство.
Соревнования по единоборствам — единственное средство проверки качества той или иной содержательной и методической системы подготовки.
Соревнования по имитационным упражнениям боевых искусств могут проводиться в форме демонстрации координированности, пластики, гибкости, но не степени подготовленности к бою.
Таким образом, весь перечень упражнений, используемых в подготовке бойцов, с оговоркой о завершенности боевой подготовки только на уровне единоборств, можно представить в таблице 4.
Таблица 4. Классификация упражнений, использующихся в боевых искусствах, для обеспечения в конечном итоге успешных действий в условиях непосредственного контакта с противником
Степень контакта |
Вооруженность |
Условия и содержание
действий |
Представительство в боевых
искусствах |
Имитационные |
без оружия |
Имитация ударов и защит |
Ушу, каратэдо |
с оружием |
Имитация боевых действий |
Ушу (кунг-фу), ба-до, нунчаки,
бо-до и др. |
Неконтактные |
без оружия |
Атака — защита в парах без
контакта |
Различные стили ушу, каратэдо |
с оружием |
Атака — защита с касанием
оружия по оружию |
Ушу, ба-до, бо-до, нунчаки и др. |
Условно-контактные |
без оружия |
Условная атака одного или
нескольких противников — защита |
Айкидо, ушу, спецраздел самбо,
дзюдо, каратэдо |
один вооружен |
То же, но один вооружен |
То же |
оружие неравноценно |
То же, но оба неравноценно
вооружены |
Спецразделы самбо, дзюдо,
каратэдо, "рукопашный бой" |
Ударные единоборства |
без оружия (руконожные) |
Удары в туловище и голову
руками |
Бокс |
Удары в голову, туловище (ноги)
руками и ногами |
Кикбокс, сават, тхэквондо, му-ай-тай,
стили каратэдо |
с оружием — фехтование |
Удары в секторы тела |
Оружие в каждой руке |
Сай-до, эспада и дага и др. |
Двуручно |
Двуручный меч (кендо),
штыковой бой, шест и др. |
Одноручно |
Шпага, сабля, рапира, дубинка,
палка, трость |
Контактно-борцовские
единоборства |
без оружия |
без одежды |
без воздействия на ноги |
Броски, перевороты |
Греко-римская борьба |
Броски, сбивания |
Сумо |
с воздействием на ноги |
Броски, перевороты |
Вольная борьба, кэтч |
в одежде |
Броски, сбивания |
Чидаоба, кох, кюреш и другие
национальные виды |
Броски, болевые |
Борьба самбо |
Тоже и удушения |
Борьба дзюдо |
Ударно-контактные
единоборства |
без оружия |
Удары, броски |
Бросковый бой (безорудийный
рукопашный бой) |
Удары, броски, борьба лежа |
Виды ударной борьбы (безорудийной
рукопашной схватки) |
с оружием |
Удары оружием, броски |
Штыковая схватка |
На сегодняшний день сформировались следующие виды единоборств:
— ударно-безорудийные (бокс, кикбокс, сават, тхэквондо; каратэдо, муай-тай и др.);
— полноконтактные (борьба греко-римская, вольная, самбо, дзюдо);
— смешанные безорудийные («рукопашный бой» армейской и милицейской версий, спортивный рукопашный бой, ку-до, сань-да, комплексное единоборство, «бой без правил», «панкратион» и другие разновидности);
— фехтование (шпага, рапира, сабля, штыковой бой, кэндо, бой на палках, бой с шестами и т.п.);
— смешанное фехтование (фехтование с использованием бросков, ударов руками, ногами).
В связи с вышесказанным следует остановиться на недопустимых приемах саморекламы, которые в постперестроечный период наших долгих исканий на пути к цивилизованному обществу переступили все допустимые нормы.
С одной стороны, апологеты восточных боевых искусств усердствуют по поводу непревзойденности восточных систем, не имея на это практических оснований. С другой стороны, появилось достаточно много претендентов на исключительность со стороны российских «патриотов» различного толка, о чем в весьма корректной форме говорится в работах [9-11].
На наш взгляд, не следует спекулировать на чувствах патриотизма, ибо тенденцию: «броня крепка и танки наши быстры» мы уже проходили. Лучше быть объективно осведомленным во имя своей же безопасности.
В лучшем случае эти перехлесты можно оправдать недостаточной грамотностью и одновременной убежденностью в величии системы, с которой автору удалось познакомиться, без труда на практике сопоставить ее с другими системами. По этому поводу Н.М. Амосов [1] писал: «Сколько вреда человечеству принесли невежественные, но убежденные люди!»
Однако достаточно широкое распространение получила тенденция отрицания необходимости соревнований в единоборствах, которые якобы мешают бойцу полноценно подготовиться к реальному бою. Заявляется, что нельзя доводить свои умения до автоматизма [3, 14, 15].
В то же время имеются публикации, в которых представлен комплексный материал по специальному разделу и разделу единоборств, без претензий на приоритеты и на сверхэффективность [5, 6, 13], поскольку эффективность зависит не только от содержания, но и от методики преподавания и методики педагогического контроля.
С педагогическим контролем у рьяно рекламируемых «школ» не все в порядке. На наш взгляд, школой можно назвать школу Я.К. Коблева, давшую стране олимпийских чемпионов и чемпионов мира по борьбе дзюдо, что было зафиксировано путем всемирной системы соревнований как наилучшего средства объективной оценки деятельности конкурентов [7].
Бить же себя в грудь и беспредметно доказывать, что данная система зарекомендовала свою эффективность в Афганистане и Чечне, по меньшей мере, некорректно с научной точки зрения и вызывает улыбку, если не сказать больше, с точки зрения бытового психолога.
Если внимательно просмотреть предлагаемые в «конкурирующей» литературе приемы рукопашного боя (вернее самозащиты) и подвергнуть их ретроспективному анализу, то можно смело утверждать, что все предлагаемые в специальной литературе приемы рукопашного боя и самозащиты известны давно.
Например, в статье С. Банникова [3] с биомеханической трактовкой представляется прием освобождения от захвата противником обеих запястий. Однако этот прием представлен в уже древней для нас работе В.П. Волкова [4] и в работах А.А. Харлампиева [16] в виде бросков рывком.
Новыми приемами являются забытые старые, а все действительно «новые изобретения» страдают излишней сложностью и эфемерностью, что ставит под сомнение реальность их выполнения в бою.
В настоящее время новой и более эффективной может быть только система подготовки, в понятие которой входят:
— унификация содержания учебного материала;
— последовательность распределения учебного материала во времени;
— системность изложения учебного материала;
— правильно поставленная методика усвоения техники с нарастанием координационной сложности, сенсомоторных и психомоторных условий;
— методика обеспечения психологической устойчивости в психострессорных условиях поединка.
Готовясь к соревнованиям, даже шахматисты, которым, вроде бы, и некуда спешить, отрабатывают навыки быстрого адекватного реагирования, а не рассчитывают только на эффект сиюминутных размышлений в ходе встречи.
В зависимости от функциональных возможностей организма каждого человека зависит время овладения рукопашным боем в режиме соревновательного единоборства. Чем меньше природа выделила человеку необходимых соматических, вегетативных, сенсомоторных и психологических качеств, тем дольше ему придется овладевать боевыми искусствами и тем более постепенным будет его вхождение в режим единоборств. Однако пик функциональной формы проходит [2], а человеку предстоит решать те же задачи, и вот тогда для поддержания боевой готовности ему придется вновь возвращаться к упражнениям боевых искусств со щадящими режимами контакта с противником, позволяющими без особых напряжений продлить свою двигательную активность и сохранить ранее приобретенные умения.
В целях обеспечения более квалифицированного общения аналитиков боевых искусств и единоборств ниже предлагаются наиболее корректные, на наш взгляд, термины, касающиеся боевых искусств [18].
1. Безорудийный рукопашный бой (бросковый бой) — соревновательный бой, ведущийся с использованием ударов руками, ногами и бросковой техники. Может использоваться для подготовки сотрудников тех служб, в деятельности которых нет необходимости (возможности) задерживаться на одном противнике.
2. Безорудийная рукопашная схватка (ударная борьба) — соревновательный бой, ведущийся с использованием ударов руками, ногами, бросков и приемов борьбы лежа. В настоящее время проводятся соревнования по его следующим видам: «рукопашный бой» армейской и милицейской версий, «спортивный рукопашный бой», «боевое самбо», «комплексное единоборство», «бой без правил», «панкратион», «ку-до», «сань-да». Несмотря на то что правила соревнований несколько различаются, смысл этих видов един: для победы используются удары руками и ногами, броски, болевые приемы, удушения (в некоторых случаях — удержания).
3. Боевые искусства — виды деятельности человека, связанные с силовым решением конфликтов на государственном и бытовом уровнях.
4. Бой — силовое решение конфликтной ситуации путем нанесения ударов, но без перехода в схватку.
5. Единоборства — вид физических упражнений в непосредственном контакте с противодействующим противником (включают в себя виды спортивной борьбы, ударные единоборства, фехтование).
6. Орудийный рукопашный бой (фехтование) — бой с использованием различного равноценного холодного оружия и подручных предметов, ведущийся в соревновательных условиях.
7. Орудийная рукопашная схватка — бой, ведущийся с использованием различного равноценного холодного оружия, подручных предметов, с переходом в положение полноконтактной борьбы в соревновательных условиях.
8. Руконожный бой — бой, ведущийся с использованием ударов руками и ногами (бокс, кикбокс, сават, все стили каратэдо, тхэквондо, муай-тай и др.).
9. Рукопашный бой — бой, ведущийся между неравноценно вооруженными противниками или в неравноценном количественном составе (в учебных целях может вестись только в условном контакте).
10. Рукопашная схватка — бой между неравноценно вооруженными противниками или в неравноценном количественном составе с переходом в положение полноконтактной борьбы «в схватку» (в учебных целях может вестись только в условном контакте).
11. Самозащита без оружия — условный бой с правовыми ограничениями в отношении действий одного из участников (наиболее объемная часть рукопашного боя, изучаемая только в условном контакте).
12. Спортивная борьба — вид единоборств, связанный с использованием бросков и приемов борьбы лежа.
13. Схватка — силовое решение конфликтной ситуации с переходом в полный взаимный контакт.
14. Фехтование — спортивная деятельность, связанная с использованием различного холодного оружия (шпага, рапира, сабля, палки, шесты, двуручные мечи и др.).
15. Штыковой бой — часть фехтования, связанная с использованием огнестрельного оружия в качестве инструмента для фехтования (может использоваться в спортивной деятельности).
16. Штыковая схватка — фехтование с переходом в схватку.
И в завершение. Не следует противопоставлять слово «спорт» слову «единоборство». Любое фиксируемое и оцениваемое «независимыми» экспертами соревнование является завершением спортивного процесса в виде объективного педагогического контроля. Спортом может быть любое контактное или условно-контактное единоборство, например самозащита без оружия (если определены четкие критерии оценки деятельности), соревнования между легкоатлетами и тяжелоатлетами, гребцами, станочниками, лесорубами, шахматистами, компьютерными операторами, одиночными и коллективными танцорами и т.д.
Литература
1. Амосов Н.М. Мысли и сердце. — М.: Наука и жизнь, 1965, № 2 — 4.
2. Бальсевич В.К. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — М.: ФОН, 1996, № 1, c. 3 — 53.
3. Банников С. Система и стиль Кадочникова. В журн. Боевые искусства планеты. — М.: Центр «Здоровье народа», 2003, № 1, с. 3 - 6.
4. Волков В.П. Самозащита без оружия. — М.: НКВД СССР. 1940. — 540 с.
5. Волостных В.В., Жуков А.Г., Тихонов В.А. Энциклопедия боевого самбо, т. 1 — 2. 1993. — 293 с.
6. Волостных В.В., Жуков А.Г., Тихонов В.А. Энциклопедия боевого самбо. Т. 2. — М.: Олимп, 1993. — 270 с.
7. Демин В.А. Методологические вопросы исследования спорта в аспекте теории деятельности: Автореф. канд. дис. М., 1975. ’ 26 с.
8. Игуменов В.М., Подливаев Б.А. Спортивная борьба: Учеб. пос. для пед. ин-тов и училищ. — М.: Просвещение, 1993. — 240 с.
9. Колесников М. «Русский стиль» рукопашного боя // КЭМПО. Минск, 1994, № 5, с. 59 — 63.
10. Лукашев М. Истоки европейского рукопашного боя //КЭМПО. Минск, 1994, № 5, с. 52 — 55.
11. Мервицкий В. Если расстаться с мифами // «Спортивная жизнь России», 1992, № 1, с. 32 - 34.
12. Наталов Г.Г. Теория физического воспитания (УМП для слушателей ФПК). — Алма-Ата: Казахский ИФК. 1976. — 62 с.
13. Селиверстов С.А. Самбо: Учебно-метод. и наглядное пос. — М.: Витязь, 1997. — 507 с.
14. Скогорев Д.В. Рукопашный бой. Новосибирск, 1997. — 201 с.
15. Стрельцов И. Основы рукопашного боя по системе А.А. Кадочникова. Краснодар, 2001. — 224 с.
16. Харлампиев А.А. Борьба самбо. — М.: ФиС, 1959. — 312 с.
17. Шулика Ю.А. О классификационном обеспечении функционирования физической культуры как средства здорового образа жизни: Матер. научно-практ. конф.: «Проблемы теории и практики интегративной антропологии». — Майкоп: Адыгейский ГУ. 1996, с. 270 - 276.
18. Шулика Ю.А., Самойленко В.А., Саликов А.А. Самозащита без оружия и прикладные единоборства. — Краснодар: Краснодарские известия, 2002. - 119 с.