"Борьба САМБО"(www.sambo.spb.ru)
АЛЕКСЕЕВ А.В. Кандидат педагогических наук ФАКТОР ДОБРА В СПОРТЕ Теория и практика физической культуры №10/1998
Ключевые слова: спорт, фэйр-плей, этика, аутотренинг.
На
международном форуме «Молодежь — наука —
олимпизм», проходившем в дни Всемирных юношеских
игр в Москве, было сказано немало слов о принципе
«Фейр-плэй», о необходимости утверждения в
современном спорте гуманных, добрых
взаимоотношений. Эта проблема весьма актуальна,
так как нередко приходится видеть, как тренеры,
особенно работающие с детьми, то и дело кричат на
них, почему-то полагая, что таким способом
помогают процессу обучения. Согласно данным
проф. Л.И. Лубышевой, приведенным ею на форуме, от
60 до 80% тренеров используют именно такой —
авторитарный — стиль в общении с учениками.
А ведь есть
работы, в частности Л.Н. Рогалевой из
Екатеринбурга, показавшие, что при авторитарном
стиле руководства рост спортивных результатов
идет хуже, чем там, где преобладает
демократический подход к обучающимся.
Следовательно, тренеры, исповедующие
авторитаризм, не знают, что мешают себе, делу,
когда кричат или как-то «давят» на своих
учеников.
Авторитарный
стиль руководства, как единственно эффективный
способ управления людьми, обществом,
государством, сформировался за годы советской
власти. Основной эмоцией, которая в то время
пронизывала отношения между руководителями и
подчиненными, был страх во всех его вариантах и
проявлениях. Подчиненные опасались не
справиться с заданиями своих руководителей,
которые, в свою очередь, боялись показаться
несостоятельными в глазах вышестоящего
начальства. Но ведь давно доказано, что страх,
особенно длительно воздействующий, ухудшает и
психическое, и физическое здоровье, ведет к
снижению жизненного тонуса, учащает брак в
работе. Тем не менее и в последние годы, несмотря
на то что социальная структура общества во
многом изменилась и сейчас, казалось бы, нет
больших причин жить в атмосфере прежнего страха,
все еще немало сторонников авторитарного
руководства подчиненными, полагающих, что именно
страх — основная сила в процессе управления
людьми. К сожалению, такой вариант
взаимоотношений наличествует и в спорте высших
достижений.
Конечно, тренеры
не могут быть все время «добренькими». Нередко
для поддержания дисциплины необходима
соответствующая строгость. Но она должна быть
основана на утверждении справедливости, быть
такой, чтобы вызывать у спортсменов чувство
уважения к тренеру, а не страх перед ним. В умении
варьировать разные средства воздействия на
учеников так, чтобы в конечном счете
преобладающими у них оказались положительные
эмоции: удовольствие, уважение, радость — и
состоит искусство педагогического мастерства
тренеров. Немало тренеров обладают так
называемыми врожденными способностями к
подобному ведению занятий. Но немало и таких,
которые не умеют и не хотят разбираться в
душевном и физическом состоянии своих учеников,
сразу же переходят на грубость, крик,
оскорбление.
К сожалению,
будущим тренерам, пока они учатся в институтах,
не прививают навыков гуманного отношения к
ученикам. Вина здесь лежит на тех программах,
которым все еще следует преподавание на кафедрах
психологии и педагогики, где, конечно, говорится
о высоком значении гуманных отношений, но где не
учат практическому умению создавать гуманную
атмосферу во взаимоотношениях между тренерами и
их воспитанниками. Поэтому заповедь — «тренер не
раздражается, а спокойно анализирует» различные
неудачи своих учеников очень часто остается лишь
призывом, за которым не следует конкретных дел. А
ведь весьма нередко не спортсмены виноваты в
своих промахах, а тренеры, не сумевшие найти
правильный путь к сердцу и уму тех, кого они
обучают.
Подобно тому как
верующие, переступив порог храма, сразу же
погружаются в атмосферу добра и любви к тому, что
там происходит, так и тренеры, направляясь к
месту, где они работают, должны заранее наполнить
себя чувствами добра и любви к своим подопечным.
Ведь ученики очень хорошо чувствуют
психоэмоциональное состояние своих педагогов и
соответственно относятся к ним: к добрым —
положительно, а к недобрым — отрицательно, что,
как правило, негативно отражается на их
взаимоотношениях, общем деле.
Можно ли
научиться тому, чтобы, несмотря на все трудности
современной жизни, порождающие множество
отрицательных переживаний, целенаправленно и
быстро вызывать в себе положительные эмоции,
прежде чем приступить к тренировкам? Можно и
нужно! Но для этого необходимо хорошо овладеть
аутотренингом, с помощью которого при
достаточном опыте можно буквально за секунды как
вводить себя в нужное психоэмоциональное
состояние, так и выходить из него.
Существует
«психофункциональный тест» (А.В. Алексеев, 1979),
который позволяет с помощью пяти простых
приборов за 1-2 минуты получать объективную
цифровую информацию о том, насколько успешно
испытуемый умеет обретать необходимое
психоэмоциональное состояние. Суть теста,
разработанного на основе теории функциональных
систем академика П.К. Анохина, состоит в
инструментальной оценке состояния нервной,
сердечно-сосудистой и мышечной систем в процессе
выполнения двух простых психических задач.
Тестируемому, находящемуся в положении стоя,
предлагается за счет процессов представления
или воображения обрести сначала чувство высокой
радости, затем погрузиться в глубокое успокоение
и снова испытать радость. По тому, насколько
адекватно и согласованно включаются в эти
задания три перечисленные системы организма,
можно судить, о том, в какой мере испытуемые
владеют и управляют своим эмоциональным
состоянием. В среднем на однократное
тестирование уходит от 2 до 5 минут.
Практика
показывает, что после овладения возможностями
аутотренинга тестируемые уже через несколько
психических тренировок, направленных на решение
задач теста, достигают достаточно хороших
результатов, говорящих о том, что они научились
целенаправленно руководить своим
психоэмоциональным состоянием. Думается, что
каждый тренер должен владеть аутотренингом и
пройти соответствующее психофункциональное
тестирование, чтобы на основании полученных
данных решать, насколько хорошо он умеет
создавать атмосферу положительных эмоций на
занятиях, то есть быть добрым, отзывчивым и
терпеливым, работая с учениками.
«Добро есть
вечная высшая цель нашей жизни» — это изречение
Л.Н. Толстого должно стать законом для всех, кто
работает в современном спорте — как со
взрослыми, так и особенно с детьми.
"Борьба САМБО"(www.sambo.spb.ru)
|