
В последнее время молодые люди 20-35 лет задаются постоянно вопросами: «А не стары ли мы для занятий самбо? Поздно или не поздно в нашем преклонном возрасте изучать самбо? и т.д.» Жизненный пример Ивана Прокофьевича, как мне кажется, вполне конкретен.
---
- Виктор Рубцов
ПЕСОЦКИЙ ЖИЛ САМБО
Волжская Коммуна, 7.10.2005
Электронная редакция: www.sambo.spb.ru
Он умер на 76-м году жизни, когда готовился к очередному чемпионату мира. Из жизни ушел дорогой и близкий, уважаемый многими любителями и знатоками самбо не только в России, но и в мире Иван Прокофьевич Песоцкий. Не стало многократного чемпиона страны и мира, обладателя ордена Дружбы народов.
Так уж совпало, что в день смерти мастера, воспитавшего плеяду замечательных спортсменов, один из его воспитанников и друзей Анатолий Иванов в очередной раз стал чемпионом России по самбо.
— Даже после того, как у Песоцкого произошел инсульт, он жил спортом, — рассказывает Анатолий Иванов. — Своей супруге он как-то сказал: «Аня, я все равно выйду на ковер в Карловых Варах…» То же самое он с уверенностью говорил чемпиону мира Ивану Козлову. Представляете, какой заряд жизненной энергии и оптимизма нужно было иметь, чтобы после инсульта и паралича говорить такое на полном серьезе? Волю к жизни и победе в нем воспитали многолетние занятия физкультурой и спортом. Он жил самбо! Ведь самбисты возраста и физического угасания не признают.
— «Болезнь» на всю жизнь?
— Как наркозависимость, — грустно пошутил Иванов. — А если серьезно, то это стиль жизни. Свое продолжение он видел в юных воспитанниках, которым передавал богатейший опыт и филигранное мастерство в спортивном зале, открытом им же восемь лет назад. Во Всероссийской федерации самбо его почитали как старейшего самбиста планеты и на мировые первенства допускали без предварительного отбора на чемпионате страны.
Иван Прокофьевич в последние годы жил и работал в Тольятти. Он же принял непосредственное участие в популяризации самбо в Кинель-Черкасском районе.
— В Кинель-Черкассы Песоцкий приехал со своими друзьями: директором безенчукской школы самбо Юрием Паладичем, чемпионом мира Анатолием Гуляевым, многократным чемпионом страны Владимиром Моргачевым, — вспоминает Иванов. — Вместе со своими юными воспитанниками они устроили показательные выступления. Местные ребята раньше имели о самбо поверхностное представление. А тут все увидели воочию и загорелись желанием стать такими же ловкими и сильными.
И каков же результат? Сейчас Кинель-Черкассы по сути стали сельской столицей самбо в России, где регулярно проводятся Всероссийские сельские игры по этому виду спорта.
Так сложилось, что свои последние соревнования он провел в Кинель-Черкассах. Незадолго до его последнего приезда на здании спортзала, где были проведены первые Всероссийские сельские игры по самбо, установили мемориальную доску. На ней перечислены имена активных частников столь значительного в жизни района события. Среди них и имя Ивана Песоцкого. Как вспоминает Иванов, когда ветеран подошел к мемориальной доске, на его лице появились слезы. А ведь он был очень сдержанным человеком. Даже от страшной боли никогда не плакал. А тут расчувствовался. Впрочем, как и в Таджикистане, когда ему как почетному гостю вручили национальный халат, косыночку и тюбетейку. Он сел за стол и спросил своего ученика: «Толик, неужели ко мне пришла слава?»
— Когда его награждали, — заметил Иванов, — честно скажу, я никогда не слышал таких громких и продолжительных оваций. И предназначались они почетному мастеру спорта, каких в мире единицы. Самбо практически обеспечило ему полноценную жизнь. В детстве он страдал каким-то заболеванием сердца и врачи запрещали поднимать более двух килограммов веса. Песоцкий не смирился с этим приговором врачей и посредством самбо одолел недуг.
Последними его словами были: «Я все равно выйду на ковер…» И вышел. Последний чемпионат мира в сентябре прошел с его участием — его вспомнили и отдали должное его имени и делам в спорте.
+ 16.10.2007
