Формула самбо Григория Зеленского

Всё подряд, без разбора, но про САМБО. Разбор завалов по ходу.
Ответить
Аватара пользователя
sambo robot
[bot]
Сообщения: 6341
Зарегистрирован: 20 мар 2007, 07:26
Откуда: сетевой житель
Контактная информация:

Формула самбо Григория Зеленского

Сообщение sambo robot » 18 окт 2014, 15:01

Григорий Зеленский, Самозащита / http://www.samoz.ru (№ 5 (70) 2014):
---
  • Формула самбо

    Творческий поиск, регулярные инновации, стремление к изменениям — все это свойственно единоборствам как никакой другой сфере спорта, да и вообще всей деятельности человека. Можете себе представить десять видов бега (или десять различных правил бега)? А вот десять техник ведения контактного или бесконтактного поединка — пожалуйста. От нового вида потом отпочкуется еще десяток, и у каждого обязательно обнаружится решающее преимущество перед смежниками. Пожалуй, не избежать такой судьбы и самбо. Вопрос лишь в том, кто первым предложит убедительную систематику и программу развития.

    Чтобы раскрыть этот тезис, следует сначала обратиться к истории самбо, которую можно представить несколькими способами. Обычно это делают так: показывают вклад основателей, выделяют этапы признания сначала внутри страны, затем на международной арене. Однако есть и другие способы. Например, можно рассказать о том, как самбо, родившееся в воображении нескольких одаренных энтузиастов, приобретало официальный статус. То есть представить его развитие как путь из лабораторно-экспериментального детства в бюрократическую зрелость. Самбо времен Спиридонова и Ощепкова — это освоение неизвестных ранее борцовских техник и радость приобретения новых знаний. Современное самбо — это правила, регламенты и методики, хотя найдется много романтиков, готовых оспорить это утверждение.


    Два взгляда

    И если мы придем в результате такого исторического обзора к выводу, что современное самбо — это ровно то, что прописано во Всероссийском реестре видов спорта, придется согласиться и с тем, что серьезные инновации в самбо сильно ограничены, если не сказать невозможны.

    Регламентация спорта вообще (самбо или какого-то другого вида) — это не плохо и не хорошо. Регламенты позволяют зафиксировать единые правила для всех занимающихся и создать условия для синхронного развития того или иного вида спорта во всех частях света. Но чем больше занимающихся, чем длиннее список вовлеченных организаций, чем обширнее документация, тем сложнее становится модернизировать вид спорта. Надо понимать, что окружающий нас мир имеет свойство меняться, а вместе с ним меняются предпочтения миллионов болельщиков и занимающихся. Если вид спорта не успевает реагировать на внешние вызовы,, он попросту устаревает (как вольтижировка) или его вытесняют другие (жё-де-пом был вытеснен теннисом).

    Впрочем, историю самбо можно представить и третьим способом. Например, через становление многодисциплинарности. Изначально из огромного лабораторного наследия Василия Ощепкова на массовый спортивный конвейер была поставлена только борцовская техника. Приемы обезоруживания переместились из спортивных залов в методички для милиционеров и чекистов, а приемы нападения — в учебники для армейских инструкторов. Позже эту область назвали «боевым самбо», хотя современное боевое самбо к тому «боевому» самбо имеет весьма отдаленное отношение. Более того, не существовало единого регламента, описывающего правила боевого самбо. В советское время боевое самбо было скорее идеей, понятием с широкими и неустойчивыми границами, нежели сформировавшейся дисциплиной. Оно и понятно. В те годы разработкой спецприемов для вооруженных сил и милиции занимались разные люди, в том числе без борцовского опыта.

    Интерес к боевому самбо вновь вспыхнул в 80-е годы прошлого века. Для энтузиастов было важно восстановить историческую справедливость, доказать, что в нашей стране есть собственное единоборство. В результате новых экспериментов сформировалась дисциплина «боевое самбо», правила которой разрешали использование помимо борцовских приемов также ударов и удушения. Параллельно проходило становление панкратиона, кудо и коммерческого сегмента ММА. Популяризаторы новой дисциплины утверждали, что преподают «рассекреченные» приемы советских спецслужб. Но секрет в том, что спортсмены, выступающие по боевому самбо, активно изучают технику бокса и кикбоксинга. Технику, которая была неизвестна ни Ощепкову, ни Спиридонову. Зато Харлампиев, кажется, был неплохо знаком с боксом.

    Если разница между спортивным и боевым самбо только в масштабах разрешенного, какой смысл в двух дисциплинах? Дело в том, что поединки по спортивному самбо и боевому разительно отличаются. Настолько, что впору говорить о двух разных видах спорта. Кудо, миксовая техника дзюдо и карате — это отдельный вид спорта. А боевое самбо — дисциплина. Получается, существует некое сверхсамбо — система или философия, от которой вниз, в реальную жизнь отстраиваются две дисциплины: борцовская и ударно-борцовская? Вопрос, конечно, риторический.


    Как будо

    Среди любителей самбо популярна версия, согласно которой самбо — это универсальная идея единоборства, надо только ее додумать, доделать и воплотить в реальной жизни. В результате рождаются концепции, скажем так, далекие от того формального описания спорта, которое изложено в методичках. Эти концепции бывают разными — от гуманистических («самбо — это сообщество единомышленников и не более того») до механико-рационалистических («самбо — это совокупность техник и приемов»). Объединяет искателей чувство неудовлетворенности границами, которые определены для самбо. Самбо, считают они, это — больше, чем просто спорт. Поиск нового смысла начинается в истории, а дополнительную возможность для интеллектуальных упражнений представляет сама аббревиатура «самбо», которая как только не расшифровывалась в последние годы.

    В качестве наиболее убедительного конструкта такого рода можно привести морфологическую систематику самбо Ильи Ципурского (см. «Самозащита без оружия», статья «Акцент на самбо», № 3, 2014, с. 58–60). Автор перечисляет десять разделов; некоторые из них существуют, некоторые только мыслятся автором. Позволим себе их перечислить в том виде, как они названы в статье: борьба самбо, боевое самбо, профессиональное самбо, смешанные боевые искусства, самбо-профи, поединки с предметом, демо-самбо, бой с предметом, прикладной раздел, самозащита (боевой раздел). Видно, что некоторые разделы дублируют друг друга. По мысли автора, это объясняется делением всех разделов на две категории — тех, по которым проводятся поединки (первые шесть разделов списка), и тех, где разрешены только показательные демонстрационные схватки (оставшиеся четыре раздела). Показательные выступления вместо реального противоборства — не новшество в мире единоборств. Именно так — в формате постановочных шоу — демонстрируется айкидо и ушу-таолу. Последние несколько лет на детских турнирах Илья Ципурский проводит соревнования по демо-самбо, которое также не предполагает спортивного поединка — оценки выставляются за красоту и техничность броска.

    В своей схеме Илья Ципурский осмысливает самбо как полноценную будо-систему, охватывающую все направления боевых искусств, исключая, пожалуй, только историческое фехтование (вроде дзюкендо) и оккультные техники (а-ля ниндзюцу). В отличие от японского подхода к боевым искусствам, у Ципурского все прагматично — никакого музейного оружия и экзотических костюмов; техника осваивается та, которая может пригодиться в реальной обстановке.

    Однако предложенная систематика — это не описание реальности, а видение автора. Попробуем объяснить. Так, спортивное и боевое самбо — две официально признанные дисциплины, по которым проводятся чемпионаты мира. Смешанные боевые искусства — самостоятельный вид спорта, развиваемый Союзом ММА России (президент — Федор Емельяненко). Самбо-профи — формат проведения (и одновременно название) неофициального турнира, предложенный Александром Гончаровым. Самозащита — часть московского ведомственного чемпионата среди полицейских (проводится в формате зачета, участникам выставляются баллы). Способна ли самозащита в таком виде выживать за пределами ГУВД, неизвестно, так как никаких достаточно убедительных действий в этом направлении предпринято еще не было. Демо-самбо — как уже говорилось — элемент детского турнира, в ходе которого пары участников по очереди демонстрируют броски. Каких-то бросковых комбинаций или сопротивления партнера в этом жанре не предполагается.

    В своей статье Илья Ципурский утверждает, что в настоящее время разрабатываются правила проведения поединков с предметом. Тут бы, конечно, возразить, мол, идея самбо кроется в его названии, которое расшифровывается как «самозащита без оружия». И что как минимум имитацию оружия (разделы №№ 6, 8) надо бы из списка исключить, но… есть веские аргументы «за». Можно, например, вспомнить, что Виктор Спиридонов практиковал исключительно приемы обезоруживания; следовательно, «предмет» на его занятиях присутствовал всегда. Можно вспомнить и Василия Ощепкова, который разрабатывал, в том числе, штыковой бой: сохранившиеся кадры кинохроники не позволяют сомневаться в этом. Анатолий Харлампиев, тот, говорят, сам отлично метал кинжалы. Все трое — отцы-основатели, между прочим.

    Исторические аллюзии, как мы знаем, не самый убедительный аргумент. Важно понимать, что энтузиасты самбо нередко рассматривают перспективу развития самбо именно так — через экспансию всего поля единоборств, или, по крайней мере, значительной его части. В нашей стране живет множество творчески настроенных тренеров, готовых изобретать и предлагать новые техники и приемы. И в этом смысле они становятся акторами, то есть субъектами изменений. Вопрос лишь в том, будут ли их идеи реализовываться под эгидой самбо.


    Смертельная техника

    Разумеется, не только романтизм и любовь ко всему масштабному заставляют энтузиастов переосмысливать формулу самбо. С определенного времени любой вид спорта перестает работать на людей и начинает принадлежать разного рода организациям. Не обязательно министерству спорта — кстати, не во всех странах такие министерства существуют. Зато есть разного рода международные комитеты, ассоциации и союзы, которые меняют виды спорта в соответствии со своими принципами. Так, олимпийские организации (на разных уровнях) выдвигают антидискриминационные требования, в соответствии с которыми виды спорта и их дисциплины должны быть одинаково доступны людям, независимо от их расы и гендерной принадлежности. И вот — штангой уже занимаются женщины. В последние годы растут требования по уровню безопасности: никакой крови, никаких нокаутов.

    Именно поэтому некоторые виды спорта — при всех бонусах от попадания в олимпийскую семью — как раз туда и не стремятся. Некоторые из них существуют исключительно в фитнес-залах, и прекрасно выживают. Как, например, бразильское джиу-джитсу. Другие, в частности, айкидо, развиваются в клубном формате и опираются на устойчивый интерес к восточной философии или каким-то иным клубным формам проведения досуга и совершенствования. Словом, все виды спорта можно разделить на две части: официальные, обычно поддерживаемые государствами в рамках олимпийского движения, и коммерческие, развиваемые предпринимателями. Единоборства в этой классификации находятся и там, и там. Однако у единоборств есть одна существенная особенность, делающая их непохожими на остальные виды. Речь идет о феномене личности учителя и вообще значении индивидуальности в сегменте боевых искусств.

    Онтологический (не бюрократический) смысл занятий единоборствами (и самбо в том числе) — овладение самой «смертельной», самой эффективной, самой виртуозной техникой. И в этом смысле невозможно переоценить роль конкретного мастера, достигшего каких-то высот. Бьет, допустим, Федор Емельяненко всех в октагоне и говорит: это благодаря самбо. (По статистике, Федор победил болевым в 15 случаях, 12 раз — нокаутом, восемь — решением судей. Примерно половина его побед достигнута благодаря ударной технике.) Тысячи людей хотят заниматься самбо, чтобы стать такими же непобедимыми. Побеждает Фабрисиу Вердум Емельяненко «треугольником» — тысячи людей решают, что техника БЖЖ «смертельней» техники самбо. Побеждает через год Алистар Оверим Вердума, ясное дело — кикбоксинг rulez!

    На этом же принципе основывается и непрекращающаяся атомизация боевых искусств. Основатель айкидо Морихэй Уэсиба был мягким человеком, в результате классическое айкидо учит преимущественно самозащите. Его последователь Алан Флоке готовит полицейских, поэтому айкибудо — жесткое, с развитым ударным разделом. Ки-айкидо Коити Тохэема заставляет концентрироваться на энергии ки и предлагает упражнения из йоги. Сам Уэсиба говорил: «Сколько людей, столько и айкидо». Перефразируя эту мысль, можно сказать: сколько чемпионов, столько и стилей, а впоследствии и видов единоборств.

    Можно найти некоторые предпосылки атомизации и в самбо, когда в 60–70-е годы, в основном под влиянием сильных и харизматичных тренеров, таких как Давид Рудман, начали формироваться стилевые школы. Однако затем победила гуманистическая идея воспитания универсальных спортивных ценностей (и параллельно демонстрации соревновательных результатов!) в обмен на государственное финансирование. Бюрократизация позволила самбо, которое так и не стало олимпийским, существовать монолитно и даже экспортироваться в другие страны. Но сегодня мы вновь приходим к черте, когда накопленная творческая энергия тренеров требует реализации. Магистральное направление поиска — новые концепции и разделы самбо.


    Немного футурологии

    Попробуем и мы дать свой прогноз относительно дальнейшего развития самбо. Главная мысль — перспектива внедрения инноваций на официальном уровне вызывает сомнения, скорее всего, изменениям подвергнется то, что уже изобретено. Так, в правила боевого самбо будут внесены определенные ограничения, снижающие вероятность появления травм у спортсменов: удары в чувствительные точки будут запрещены обязательно, прямые удары в голову — с вероятностью 50?50. Велика вероятность введения дополнительной амуниции — кирасы, как в кудо. С учетом этих изменений в боевое самбо придут представительницы прекрасного пола. В противном случае боевое самбо так и не перешагнет рамки мероприятий FIAS, оставаясь за бортом таких мультиспортивных мероприятий, как Всемирные игры боевых искусств.

    В спортивном и боевом самбо уменьшится количество весовых категорий — с девяти до семи. Одновременно умножится количество недовольных этим решением. Однако откладывать его до бесконечности нельзя. Потребность в сокращении количества категорий объясняется спецификой зрительского внимания — массовая аудитория готова смотреть чемпионат мира один, максимум два вечера. Сохранение статус-кво в этом вопросе поможет избежать конфликтов, но сделает олимпийские перспективы самбо еще призрачнее.

    Демо-самбо будет переосмыслено в формате ката (карате), таолу (ушу) или пхумсэ (тхэквондо) — то есть отработанной последовательности действий, а не простой очередности бросков. Яркий пример того, как может выглядеть демо-самбо, — акробатическая презентация, четвертый год подряд показываемая Иваном Морозовым и Александром Перепелюком. При желании можно ввести две оценки — за технику и за артистизм. В любом случае идею надо как-то дорабатывать, иначе демо-самбо так и останется занятием для подростков. Претендовать на статус дисциплины или просто раздела, равно как и на зрительское внимание, демо-самбо пока не способно.

    Прикладное самбо — несуществующее, но потенциально интересное направление. Для его институционализации в качестве дисциплины есть все необходимое — техника, методология обучения, спрос, амуниция. Де-факто прикладное самбо даже существует — на полицейских турнирах. Но де-юре его никогда не будет в рамках официальных федераций. Становление дисциплины «прикладное самбо» потребует значительных усилий при неочевидно положительном влиянии на весь вид спорта. Зато прикладное самбо может быть отличным коммерческим продуктом, предлагаемым взрослым физкультурникам в рамках низовых самбистских секций. Прикладное самбо может отлично рекламировать самбо в целом: мама учится защищаться от хулиганов, рядом сынишка осваивает бросковую технику. Идиллия. Дело за неформальным признанием раздела федерациями и созданием целевой системы подготовки инструкторов. Сюда же — в прикладной раздел — следует включить выступления с имитацией оружия. Хоть в формате спортивного, хоть в формате демонстрационного поединка. Прикладную технику владения оружием следует оставить за пределами самбо. В конце концов, есть секции фехтования, исторического фехтования и ножевого боя.

    У коммерческих турниров по самбо судьба, скорее всего, не сложится. Наше телевидение считает неформатом внутрироссийские матчи по футболу, что уж тут говорить про самбо. А именно продажа прав на трансляцию является главным источником дохода в коммерческом спорте. Впрочем, однозначное «прощай» говорить не будем: интерес к единоборствам растет — вдруг кто-то возьмет, да и придумает формат, интересный инвесторам.

    Возможно, в качестве отдельного направления следует рассматривать фитнес-самбо, то есть комплекс упражнений, позволяющий осваивать технику падения, равновесия и основы бросковой техники. Сегодня в таком виде самбо (равно как и дзюдо, бокс, вольную борьбу и т. д.) бессистемно предлагают в разных клубах. Но у самбо есть интересный прецедент — программа для школьников, подготовленная Федерацией самбо Москвы. Теоретически этот продукт можно доработать для взрослых и коммерциализировать.
---
2000+ твитов — и все про САМБО!

Аватара пользователя
sambo robot
[bot]
Сообщения: 6341
Зарегистрирован: 20 мар 2007, 07:26
Откуда: сетевой житель
Контактная информация:

Re: Формула самбо Григория Зеленского

Сообщение sambo robot » 06 ноя 2014, 13:24

[video][/video]
2000+ твитов — и все про САМБО!

Ответить

Вернуться в «Общие вопросы | General questions»