Одноглазый Жуков? (2007)

Ответить
Аватара пользователя
admin
site admin
Сообщения: 5040
Зарегистрирован: 12 дек 2002, 11:51
Откуда: Россия, Санкт-Петербург / Saint-Petersburg, Russia
Контактная информация:

Одноглазый Жуков? (2007)

Сообщение admin » 10 май 2007, 10:12

Тупее с каждым днём...

---
  • Маргарита Верховская
    Одноглазый Жуков?
    Общенациональная газета «Россiя», №16 (1017), 3-10.05.2007.
    Электронная редакция: www.sambo.spb.ru

    Некоторые российские школьники путают Великую Отечественную войну с войной 1812 года.



    С каждым годом россияне все хуже и хуже знают историю. По данным Левада-центра, если в 2001 году на вопрос о том, кто был противником и союзником СССР в годы Второй мировой войны, затруднились ответить 15% и 13% опрошенных соответственно, то в 2004 году — 18% и 24%. По словам доцента кафедры истории и социальных дисциплин Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области Владимира Семенова, дети иногда путают Великую Отечественную войну с Отечественной войной 1812 года, не говоря уже о том, что часть школьников не знают ни полководцев, ни героев Великой Отечественной войны. Из тех выпускников, которые сдавали ЕГЭ по истории в 2005 году, высший балл (100) получили 16 человек. Для сравнения, по русскому языку их 416. Почти половина московских выпускников 2006 года написали ЕГЭ по истории России на «двойки» и «тройки».


    Урезанная школьная история

    Владимир Семенов считает, что одна из главных причин, почему школьники плохо знают историю, — сокращение времени, которое уделяется этому предмету в школе. «Количество часов, выделяемых на изучение истории России и зарубежных стран, сократилось вдвое, — рассказал он корреспонденту «Россiи». — Были сжаты темы, которые носят не только образовательный, но и воспитательный характер. Например, Великая Отечественная война».

    Еще одна причина — плохие учебники по истории. Разные эксперты недовольны ими по-своему. Владимир Семенов считает, что учебников по истории слишком много, больше, чем по какому-либо другому предмету, и они сильно перегружены второстепенным материалом. «Они стали похожи на хрестоматии, — сетует он. — Мне кажется, что следует несколько сократить количество учебников по истории и построить их по направлениям. Для тех, кто готовится в исторические вузы, — одни учебники, а для тех, кому история нужна для общего развития, — другие». Доктор исторических наук, профессор кафедры истории Древнего мира и Средних веков Московского педагогического университета Николай Винокуров недоволен самим содержанием современных учебников истории, а не только организацией материала в них. «Учебники изуродованы, — считает он. — Их авторы начали переписывать историю, в том числе и историю Второй мировой войны, очерняя нашу победу».

    А вот историк и публицист Леонид Млечин не согласен с позицией Николая Винокурова. «Только-только стали появляться учебники, дающие широкую картину истории нашей страны, заставляющие школьника размышлять. Но эти учебники вызвали озлобление военных, — отметил он. — Они не хотят слышать ни о каких ошибках, поражениях и прочем и убеждают нас в том, что солдата можно воспитывать только на победах». Из-за этого, по словам Леонида Михайловича, до школьников не доходят открытия, которые сделала российская историческая наука за последние 10-15 лет.

    Как показать исторические процессы во всем их многообразии, чтобы история не зависела от идеологии? Пока эксперты разбираются с этим вопросом, школьники учат историю по тем учебникам, какие есть. И с помощью тех учителей, которые есть. Уровень их знаний тоже часто оставляет желать лучшего.

    «Из школ в педагогические вузы идет много ребят, но вот возвращаются снова в школу единицы, — рассказал Владимир Семенов. — Нельзя однозначно сказать, что возвращаются только самые худшие. Однако, зная о низкой зарплате, наиболее способные выпускники пединститутов стараются подыскать себе другую работу».

    Единственное, что до последнего времени привлекало учителей-мужчин, которым нужно кормить семью, к работе, например, в неприглядных сельских школах, — это отсрочка от армии. Да и они в этом году были отменены. И молодых ребят, по словам Владимира Семенова, в сельских школах осталось очень мало. «Учитель стареет, — констатирует Владимир Васильевич. — Его средний возраст перевалил за пятьдесят. И учит истории он тоже по старинке. Несмотря на то что мы занимаемся повышением квалификации, переподготовкой учителей, тем не менее, если человек сложился, его уже сложно переучить».

    А ведь преподавание истории в настоящее время — ключевая вещь, уверен Леонид Млечин. «Это серьезная задача, чтобы человек социализировался и понимал, что сегодня происходит, — полагает он. — И имел возможность принять правильное решение в политической ситуации, то есть за кого голосовать как минимум. При этом учитель должен осознавать, что происходило с его страной, что движет историей. А если он сам придерживается определенной точки зрения, да еще не очень образован, тогда — беда».


    Нелюбопытные

    По данным ВЦИОМ, 31% россиян не знают подробностей о том, как их родственники воевали в Великую Отечественную войну. А 4% вообще не известно, был ли кто из них на этой войне или нет.

    Причем это не только молодые люди, которых привыкли считать не интересующимися историей. А ведь иногда им просто не от кого услышать рассказы о том, как их уже умерший дедушка или прадедушка, дядя, тетя воевали в Великую Отечественную войну. Сейчас нередки сожаления 40-50-летних людей о том, что в свое время они мало слушали воспоминания о войне. О ней часто рассказывали родственники и знакомые, еще полные сил ветераны. И многим тогдашним детям не хотелось слушать «одно и то же», а если они и слушали, то не запоминали. И вот теперь им почти нечего рассказать собственным детям. Случается, что и люди, которые сами во время войны были детьми, мало знают о подвигах собственных родителей, которые в ней участвовали. Они обычно оправдывают свое незнание тем, что тогда им было не до разговоров — в голодное послевоенное время они занимались зарабатыванием на жизнь. Так и в нынешнее время, в потоке бытовых проблем, семья забывает научить своего ребенка интересоваться историей семьи.

    «Родители часто озабочены только жизненными вопросами, они думают о том, как накормить семью, — вздыхает Владимир Семенов. — Ребенок целый день, по сути дела, находится или в школе, или предоставлен сам себе. И хорошо, если его приучили заниматься самостоятельно. Но ребята сейчас очень мало читают, они либо сидят за компьютером, либо перед телевизором».

    Заместитель директора Российского государственного архива новейшей истории (бывшего архива ЦК КПСС) Михаил Прозуменщиков рассказал корреспонденту «Россiи», что сейчас архивом пользуются по большей части студенты, журналисты и профессиональные историки. «В начале девяностых, когда большинство хранящихся в архиве документов рассекретили, много людей бросилось изучать нашу недавнюю историю, — вспоминает он. — Сейчас всплеск интереса уже прошел». Если в начале девяностых архив посещали 700-800 человек в год, то теперь 220-250 с учетом иностранцев.

    «Проблема связана с тем, что стало приезжать меньше людей из разных городов России, потому что поездка в Москву обходится недешево, — считает Михаил Прозуменщиков. — Что касается москвичей, то им, наверное, не до этого, они заняты другими делами».

    А ведь и все другие дела тоже зависят от истории. Куда она повернется — там и будем мы вершить свои дела.

    «Когда люди не знают историю, не пытаются разобраться в исторических процессах, это приводит к унификации населения и превращению его в серую безликую массу, которой легко управлять, которой можно все внушить и не бояться, что не поверит, — уверен историк Николай Винокуров. — А сейчас в России чудовищно плохие знания истории, практически никто ничего не знает».
---


Любознательным самбистам на заметку:
:arrow: Раз уж мы начали сомневаться «одноглазый Жуков или нет» самое время прочитать книгу:
Жуков Георгий Константинович, Воспоминания и размышления.
:arrow: И ещё пара полезных сайтов: Наша победа, «Победа. 1941-1945» — фотоматериалы.

Ответить

Вернуться в «Быль и небылицы | History»